О том, как будет решаться судьба отрасли, рассказывает руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин
ЧЕТЫРЕ сценария возможного развития лесопромышленного комплекса России были представлены на Международном лесопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.
Какой из них наиболее реален и что собираются предпринять федеральные власти, чтобы отрасль не замерла в своем развитии? Об этом мы беседуем с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ Валерием РОЩУПКИНЫМ.
- Поиск ответов на вопрос: "Куда и как должен идти российский лесопромышленный комплекс?" продолжался весь последний год. В этой работе принимали активное участие как ученые, так и бизнесмены. Каков же ее итог?
- Как вы знаете, было предложено несколько сценариев развития лесного комплекса. Выделю три основных.
Сценарий роста, первоначально именовавшийся "низким стартом" , предполагает в течение 1, 5- 2 лет существенное улучшение инвестиционного климата и защиты инвестиций, рост мировых цен на древесину, переход к долгосрочной аренде лесных участков на аукционной основе, как это обозначено в новом проекте Лесного кодекса. Эти благоприятные условия обеспечат приход иностранных инвестиций в строительство четырех ЦБК, а также российского и зарубежного капитала в производство лесоматериалов и лесозаготовки.
В рамках такого сценария темпы роста отрасли достигнут 7, 5 процента уже в 2007 году; к 2010 году будет иметь место максимальный рост - 19 процентов. Доля России в мировом производстве достигнет к 2015 году 6 процентов.
Сценарий отложенного роста (первоначально именовавшийся "высоким стартом") по сути дела предполагает ту же цепочку событий, но растянутую на 5-7 лет. В этом случае темпы роста более 10 процентов в год ожидаются после 2010 года.
При этом доля России в мировом производстве должна возрасти до 5 процентов.
Наконец, сценарий инерционного развития исходит из того, что рост мировых цен на древесину не будет сопровождаться существенным улучшением инвестиционного климата, а решение вопросов прав собственности и долгосрочной аренды лесных участков затянется. В этих условиях темпы роста лесного комплекса до 2013 года будут ниже темпов роста экономики в целом. Даже весьма скромные 5 процентов удастся достичь только в 2013 -2015 годах. Доля России на мировом рынке к этому времени останется на отметке 3, 5 процента - практически на нынешнем уровне.
- Но выбрать предстоит один сценарий.
- Я не хотел бы выставлять окончательные оценки. Ограничусь лишь комментариями, исходя из здравого смысла и интересов лесного хозяйства.
Разумеется, мы заинтересованы в реализации самого энергичного сценария. Мы исходим из того, что недоиспользование расчетной лесосеки приводит к негативным последствиям в плане избыточных затрат на лесное хозяйство и экологии.
Сценарий инерционного развития нам представляется чрезмерно пессимистичным: даже сегодня значительная часть бизнеса вовсе не живет одним днем.
Первые два сценария, напомню, называются сценариями низкого и высокого старта. Как человек, много лет занимавшийся спортом, отмечу: с низкого старта на дальние и даже на средние дистанции, увы, не бегают! Полноценных комплексных решений за 1, 5- 2 года трудно ожидать в любом сегменте экономики. Кстати, за 2003 год, первый год реализации "Основных направлений развития лесной промышленности" , вместо ожидаемых темпов в 6 процентов мы имели всего 1, 5 процента.- Что произойдет с экспортом?
- По любому сценарию доля России на мировом рынке вырастет. Есть мощные сегменты потенциального спроса: и на Западе, и в быстро растущем Китае. Только надо постепенно избавляться от психологических комплексов: мол, экспорт круглого леса - удел экономически отсталых стран. Надо уходить от надуманных противопоставлений: мол, глубокая переработка древесины - хорошо; сложившаяся структура экспорта - плохо.
Мы двумя руками за глубокую переработку. Более того, преференции переработчикам уже включены в новую редакцию Лесного кодекса. Но при всем при том опыт ведущих лесных держав подсказывает: выходить на мировой рынок нужно с той структурой продаж, которая обеспечивает гарантированный спрос, конкурентные преимущества.
- В последнее время много разговоров о том, что ставки лесных податей будут резко повышены.
- Никакого решения по этому поводу не принималось. И не будет принято, пока вопрос этот не будет обсужден лесопромышленниками и наукой и после такой общественной экспертизы нам не будет представлено экономическое обоснование попенной платы.
- Как вы оцениваете последнюю редакцию Лесного кодекса?
- Это уже 17-й вариант, что по-своему свидетельствует о предельно тщательной работе над законопроектом и широком учете мнений. Новая редакция ориентирована прежде всего на стабильного и экологически ответственного лесопользователя, обладающего надлежащим технологическим и инвестиционным потенциалом.
Приоритет отдается долгосрочной аренде с обременениями в части восстановления, защиты и охраны лесов. При этом мы исходим из общепринятого в мире принципа "пользователь платит". Лесопользователи будут отбираться на основе открытых аукционов, проводимых местными администрациями.
Хотел бы подчеркнуть: тезис "платит пользователь" вовсе не означает, что мы намерены возложить на лесопромышленников всю сумму затрат на ведение лесного хозяйства. Пользователь платит за потребляемые лесные ресурсы, и это справедливо. Затраты на поддержание невесомых полезностей леса должны быть учтены в бюджетном планировании. Полагаю, что уже в недалеком будущем наши экономические ведомства научатся это делать.
Предусмотрен отказ от так называемых льготных рубок с разрешения местных властей. В проекте кодекса сделана попытка дебюрократизации лесопользования, в том числе при использовании лесорубочных билетов.
Отмечу также, что новый Лесной кодекс создает предпосылки для приведения норм национального законодательства - лесного, бюджетного, административного, уголовного - в соответствие с наиболее продвинутыми нормами, принятыми в лесных странах.
Стержневой вопрос - о праве собственности на лесные ресурсы. Ввиду его исключительной важности принято решение этой проблему отразить в специальном законе об обороте земель лесного фонда.
Кроме того, мы ставим перед законодателями ряд ранее нерешенных вопросов. Прежде всего речь идет о закреплении в законодательстве принципа целевого использования лесных платежей для финансирования государственного сектора лесного хозяйства, об участии государства в строительстве лесных дорог (во всяком случае, в зонах пионерного освоения) . . Мы уже внесли предложение на этот счет. Специалисты нашего агентства считают, что государство должно строить по крайней мере 3 тысячи километров лесовозных дорог в год. Уже это позволит вовлечь в оборот до 60 миллионов кубометров леса из тех регионов, где сейчас из-за трудности доставки его рубить невыгодно.
Серьезнейшая проблема - незаконные вырубки леса. Мы предлагаем отнести лесные ресурсы к предметам кражи, ввести правовые нормы, позволяющие привлекать к уголовной ответственности по фактам приобретения, хранения, перевозки и сбыта незаконно заготовленной древесины, запретить нахождение в лесу лесозаготовительных механизмов без разрешительных документов.
- В последнее время лесной комплекс России стал предметом международного внимания.
- Особенно то, что связано с предотвращением нелегальных рубок и торговли незаконно заготовленными лесоматериалами. Наши данные по масштабам заготовки и переработки древесины включены в официальные бюллетени ООН по лесоматериалам. Одобрены наша работа и намеченные планы по борьбе с хищениями древесины. Прежде всего - это комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества и полноты системы учета в лесном секторе. Имеется в виду проведение в полном объеме лесоустройства, а также мониторинга за пользованием лесными ресурсами. В том числе благодаря широкому внедрению дистанционных методов оценки состояния мест рубок. Должен значительно увеличиться объем контроля за отводом лесосек в рубку. В течение нескольких лет появятся новые региональные регламенты рубок с учетом принципов устойчивого интенсивного лесопользования и опыта модельных лесов.
В рамках пилотного проекта по устойчивому лесоуправлению в 2004 - 2005 годах будет создано около 30 региональных центров по переподготовке и обучению всех работников лесного хозяйства, а также правоохранительных органов, таможни и других ведомств методике контроля за качеством рубок и оборотом древесины и продукции из нее.
Во-вторых, речь идет о мерах, обеспечивающих прозрачность продвижения лесной продукции как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Имеются в виду внедрение национальной системы добровольной лесной сертификации, создание единой базы учета и контроля заготовки и перемещения лесных ресурсов, создание единой электронной базы лесорубочных билетов, учреждение электронной биржи с обязательной фиксацией всех сделок купли-продажи.
Кроме того, мы рассчитываем на реализацию мер прямого государственного регулирования, в том числе введение дифференцированных экспортных пошлин в зависимости от сортности лесоматериалов.
***
Кстати
За девять месяцев нынешнего года объем производства в лесопромышленном комплексе России вырос на 7, 3 процента. Это неплохой результат, учитывая, что среднемировые показатели за этот период составляют только 2 процента, считает выступивший на пленарном заседании международного форума "Лесопромышленный комплекс. XXI век" полпред президента Илья Клебанов. Он достигнут прежде всего за счет роста целлюлозно-бумажной промышленности (106, 3 процента), производства древесно-стружечных (113, 3 процента) и древесноволокнистых плит (109, 9). Российский лесопромышленный комплекс в среднесрочной перспективе ориентирован в большей степени на удовлетворение внутреннего спроса. Вместе с тем доля экспорта в 2003 году составила 54, 8 процента.