В прошлом году в стране для гражданской авиации было произведено всего 11 самолетов
В Госдуме начал работу Экспертный совет по вопросам авиационно-космического комплекса, образованный Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
Участники прошедшего первого заседания говорили о том, что авиационно-космический комплекс, который всеми признается как решающий в обеспечении национальной безопасности и технической независимости, очень нуждается в законодательной базе, обеспечивающей его развитие.
- Россия может сохранить статус третьего мирового центра по производству авиационной техники, но для этого необходима государственная поддержка, - говорит директор департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ Юрий Коптев. - Пока мы удерживаем позиции благодаря тому, что сохранили экспортный потенциал 80-х. Но через 10 лет он будет съеден. Если говорить о внутренних проблемах, то впервые за 10 лет в прошлом году военно-воздушные силы приобрели 5 самолетов, да и то в рамках программы по модернизации.
- Авиация в программе вооружений имеет седьмой приоритет финансирования, - уточняет руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. - Проследим тенденции пяти последних войн - огромную роль в них играла авиация. Почти 80 процентов операций выполнялись при помощи авиации.
Оборонный заказ - одна из серьезных составляющих в любой стране. По размещению заказов для государственных нужд в США существует 500 законов. Все расписано очень подробно. А у нас проблемы даже с таможенным законодательством. В Египте российская авиакомпания покупает самолет Ту-204, но на эти самолеты нет международного сертификата - вывозите и выплачивайте таможенные пошлины за ваши же самолеты. Ил-6 производится в Узбекистане, 80 процентов - подряд российских организаций. Весь мир работает по программе кооперации, но не мы.
Хуже всего приходится гражданской авиации. Сейчас ни о каких промышленных масштабах производства самолетов говорить не приходится, мы вышли на производство единичных образцов, признают авиаторы. В прошлом году произвели только 11 самолетов. И это "достижение" промышленности, которая производила несколько сотен гражданских самолетов в год. Члены Экспертного совета признают: у нас практически отсутствует система поддержки и продвижения авиационной продукции. Показатели отрасли даже не сравнивают с показателями Америки, настолько все плохо.
- Какое-то время сравнение с США было достаточно обосновано. Сравним авиационно-космическую промышленность России и Европы, - предложил Юрий Коптев. - Объем выпуска у нас в прошлом году составил около 7 млрд. евро, объем выпуска Европы - 80 млрд. У нас в промышленности заняты около 800 тысяч человек, у них - вдвое меньше.
В свое время произошло резкое падение пассажироперевозок, но уже в течение трех лет идет их стабильный рост. И хотя за 10 лет взгляды политиков полностью поменялись, теперь они уверены в необходимости развития авиационно-космической промышленности, но приоритет авиации не меняется.
Многие говорят: мы не сегодня-завтра вступим в ВТО, и объем государственной поддержки будет жестко регламентироваться. Но во всем мире есть четко отработанная практика заказов, и в ней учитывается принцип возмещающего государственного финансирования. Это принцип, по которому разработка ведется с привлечением ресурсов государства. Объем помощи четко регламентирован США и странами Европы и составляет 33 процента. Если проект прибыльный, то возвращение денег начинается уже с первых продаж. В России такой системы нет.
Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся 22 законопроекта по вопросам, связанным с развитием авиационно-космического комплекса.
- Начиная от проекта изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации" до законопроекта изменений в Земельный кодекс, - говорит председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков. - Я предлагаю рассмотреть также закон о военно-техническом сотрудничестве с точки зрения повышения значимости руководителей предприятий в решении вопросов военно-технического сотрудничества.
Но один из главных законов - "О федеральном бюджете на 2005 год".
- На развитие гражданской авиации выделено 100 млн. долларов. Пять поправок об увеличении этой суммы были отклонены, - говорит Юрий Коптев. - Нам Минтранс сказал: в течение четырех лет нужно заменить 135 самолетов. Если система не заработает, тогда не будет российских самолетов. Надо быть готовыми к тому, что к нам прилетит "сэконд-хэнд".
Заседание Экспертного совета под председательством депутата Александра Белоусова приняло обращение к депутатам Госдумы:
"В связи с рассмотрением проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" мы, члены Экспертного совета, обращаемся к вам с просьбой поддержать финансирование авиационно-космического комплекса, заложенное в проекте федерального бюджета на 2005 год в полном объеме. Это необходимое условие для обеспечения положительных сдвигов в сложившейся ситуации".
Члены Экспертного совета выходили из зала заседания со Стратегией развития российской авиационной промышленности, требующей доработки. В коридоре некоторые участники заседания обсуждали отсутствие заместителя руководителя Федерального космического агентства Николая Моисеева. Хотя на заседании и прозвучало, что объем финансирования в космической гражданской сфере России находится между объемом финансировании Бразилии и Индии, то есть в группе развивающихся стран, и даже Китай в три раза больше тратит на космос, чем мы, но четко высказать наболевшее за космос никто не сумел. Или не захотел, даже когда председатель совета предложил высказаться всем желающим. Специалисты - эксперты совета утешились тем, что некоторые из них тихо записали себя в секцию космической промышленности.