"Дешевые" флаги дорого обходятся российским морякам на Дальнем Востоке
Владивосток
Операция по спасению двух российских экипажей продолжалась весь вчерашний день в Японском море, у южного побережья Приморья. Лесовоз "Ароса" (порт приписки Пномпень, принадлежал британской компании "Hatie Shipping", зарегистрирован под флагом Камбоджи) затонул утром во вторник в 30 км от поселка Валентин Лазовского района. А вечером того же дня пропала связь с направлявшимся с грузом леса в Японию судном "Вест" (ходит под монгольским флагом). Как стало известно "НГ", в связи с катастрофами губернатор Приморья Сергей Дарькин готовит специальное распоряжение администрациям портов усилить меры безопасности по креплению и транспортировке грузов, особенно в плохих погодных условиях. Но, как говорят профсоюзные лидеры моряков, участившиеся ЧП с участием ходящих под иностранными флагами российских судов объясняются в первую очередь не столько несоблюдением правил, сколько небрежностью и их экипажей, и их владельцев, эксплуатирующих корабли на износ.
Как сообщили корреспонденту "НГ" во владивостокском Спасательно-координационном центре (СКЦ), в поисках 7 членов экипажа "Аросы" вчера участвовал экипаж морского буксира "Гриф". Часть команды лесовоза (7 моряков) удалось спасти, одна женщина (корабельный кок) погибла. В СКЦ рассказали, что "Ароса" шел с грузом угля в Японию, когда во время шторма один из трюмов открылся, в него хлынула вода, и судно перевернулось. Сейчас капитан судна находится в тяжелом состоянии, его эвакуировали в одну из клиник Приморья на вертолете.
Второе судно, сухогруз "Вест", подало сигнал бедствия, находясь в 50 км от поселка Ольга (160 км к востоку от Находки). По словам дежурного СКЦ, капитан успел сообщить, что из-за сильных волн груз леса стал смещаться и судно дало крен. В поисках "Веста", все 27 членов экипажа которого - российские граждане, - задействованы пять кораблей Дальневосточного и Арктического морских пароходств, а также самолет Ан-26. Катастрофы "Аросы" и "Веста" - соответственно девятое и десятое ЧП такого рода, произошедшее за последние два года с зарегистрированными под иностранными флагами судами с российскими экипажами (см. справку). В том, что многие отечественные корабли за последние 15 лет сменили порты приписки и флаги, став субстандартными судами (суда с национальным экипажем и национальным владельцем, зарегистрированные под иностранным флагом), нет ничего удивительного. Как пояснил в беседе с корреспондентом "НГ" замруководителя Главного координационного спасательного центра Росморфлота Владимир Комаров, такая практика "с точки зрения международного права не запрещена" и объясняется экономической выгодой для владельцев - избавляет их от необходимости платить налоги на родине.
По словам замначальника департамента судоходной политики Росморфлота Владимира Сарычева, практически все крупные судоходные компании в России уже давно обзавелись "дочками" за границей, и большая часть их судов зарегистрированы в этих офшорах. "И дело здесь не только в налогах, - заявил "НГ" Владимир Сарычев. - Например, судовладельцу необходимо поставить на судно дорогостоящее современное оборудование. У российских производителей таких устройств нет, поскольку у них тоже масса проблем: нет денег, технологий, оборудования. Судовладелец вынужден покупать все это за рубежом, платить огромные таможенные пошлины на ввоз этого оборудования и еще массу сопутствующих платежей. После такой операции срок окупаемости судна возрастает до 50 %. А представьте себе, сколько заплатит судовладелец, если захочет купить заграничное судно и зарегистрировать его в России. При таком положении дел естественно, что российские суда уходят в заграничные офшоры".
Однако далеко не все судоходные компании уходят в офшоры, чтобы модернизировать свою собственность. По свидетельству самих моряков, многие субстандартные суда -остатки старой советской системы флота, которую новые собственники эксплуатируют на износ, а условия работы на них - "хуже некуда".
Вице-президент Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков рассказал "НГ", что, согласно международному законодательству, все связанные с работой моряков вопросы - размеры зарплаты, соцгарантии, страховка, рабочее время, питание, - регулирует Международная федерация транспортников. Этой организацией разработан унифицированный договор для российских моряков, работающих на судах под иностранным флагом. "Но сейчас практика показывает, что на субстандартных судах платят нищенские деньги, за которыми зачастую идут не профессиональные моряки, а неквалифицированная рабочая сила. Известны примеры, когда на таких судах плавают бывшие таксисты с купленными дипломами. С подобным экипажем в экстремальных условиях может произойти все что угодно", - считает Юрий Сухоруков.