Министерство транспорта намерено перекроить структуру транспортных перевозок в стране. По прогнозам министерства, доля контейнерных перевозок увеличится в 10 раз к 2010 году, если удастся ликвидировать самое узкое место в логистике - нехватку терминалов. Компаниям же, которые придут на помощь государству в выполнении поставленной задачи, Минтранс обещает всевозможные льготы. Контейнерные операторы уже заявляют о том, что готовы сами строить необходимую инфраструктуру.
Пока объем контейнерных перевозок по железным дорогам в России остается мизерным - на него приходится всего 1% грузовых перевозок по железной дороге и 2% - всеми остальными видами транспорта. И хотя в 1999 году произошел взрыв интереса к этому виду перевозок, отсутствие инфраструктуры заставило компании охладить пыл по освоению этого сегмента рынка. В Минтрансе отмечают, что забвение этого вполне эффективного и экономичного транспорта недопустимо, поскольку в развитых странах контейнерные перевозки занимают устойчивую нишу. Так, в США, Японии и Южной Корее на перевозку контейнерами приходится более 20% общего грузооборота.
В Минтрансе уже выяснили главную причину нелюбви российских компаний к контейнерным перевозкам - все дело в неразвитости необходимой для этого вида транспорта инфраструктуры, в которой самым узким местом является недостаток терминалов. По данным министерства, суммарная мощность морских портов России по переработке контейнерных грузов в настоящее время составляет чуть более 2 млн TEU в год (TEU - 1 контейнер в 20-футовом эквиваленте). "Россия должна в первую очередь ориентироваться на развитие этого вида транспорта", - считает директор департамента государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Минтранса Серик Жусупов. Если будут построены новые терминалы в морских портах Санкт-Петербурга, Новороссийска, Калининграда, Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов, контейнерные перевозки имеют шанс стать столь же популярными, как и во всем мире".
Программа стратегического развития транспортного комплекса России, утвержденная правительством, предусматривает увеличение портовых мощностей по переработке контейнеров до 20 млн тонн. А это, в свою очередь, позволит довести объемы контейнерных перевозок до 180 - 200 млн тонн в год.
Создавать инфраструктуру Минтранс намерен за счет самих перевозчиков - железных дорог и судовладельцев. "Перевозка грузов в контейнерах - пока новое для нашей страны направление, - рассказал "Известиям" генеральный директор Дальневосточного морского пароходства Евгений Амбросов. - Могу сказать, что в этом плане наша страна отстала от остального мира..." ДВМП располагает самым большим в России флотом контейнеровозов - 22 единицы. По словам Амбросова, в ближайшее время компания планирует привлечь к контейнерным перевозкам новых потребителей - в первую очередь предприятия целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности. Для этого пароходство готово даже строить за свои средства погрузочные терминалы на предприятиях. "Дело в том, что контейнеры очень бережливо относятся к продукции, - пояснил Амбросов, - а бумажная продукция не терпит нескольких перевалок с использованием ломов, погрузчиков и т.п.".
Чтобы заинтересовать транспортные компании в развитии контейнерных перевозок, Минтранс, по словам Жусупова, уже работает над поправками в законодательство, которые создадут для них льготные налоговые и таможенные условия.