1 января 2005 г. изменится законодательство о таможенных сборах
На пути в ВТО
11 ноября 2004 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Авторы этого Закона (вступающего в силу 01.01.2005) обосновывали его принятие следующими причинами.
* Во-первых, возникла необходимость дополнить Таможенный кодекс положениями, в которых дается определение таможенных сборов, устанавливаются виды, порядок исчисления, формы и сроки уплаты, а также определяются плательщики таможенных сборов.
В настоящее время в России продлено действие норм о таможенных сборах, содержащихся в п. 6 и 8 ст. 110, а также ст. 114, 116, 119 ранее действовавшего Таможенного кодекса РФ. Но с 31 декабря 2004 г. эти нормы утрачивают силу (см. ст. 27 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год").
* Во-вторых, поправки призваны привести российское таможенное законодательство в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.
Например, ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.) предусматривает, что ставка таможенных сборов должна быть ограничена по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг. При этом таможенные сборы не должны взиматься в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов. Сейчас в России ставки сборов за таможенное оформление исчисляются в процентах от таможенной стоимости, что противоречит нормам ст. VIII. Это является одной из причин, препятствующих вступлению нашей страны в ВТО.
Таможенный кодекс станет толще
С 01.01.2005 вступает в силу глава 33.1 - "Таможенные сборы", которая устанавливает следующие виды таможенных сборов: сбор за таможенное оформление, сбор за таможенное сопровождение, сбор за хранение. Данная глава определяет, кто является плательщиком этих сборов, в каком порядке и размере они уплачиваются.
Уплата таможенного сбора - одно из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров, в соответствии с Таможенным кодексом РФ (подп. 31 п. 1 ст. 11 новой редакции Кодекса).
Таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые установлены Кодексом для уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 2 ст. 357.7).
Ставки таможенных сборов за оформление должны устанавливаться Правительством РФ. Но их размер Кодекс ограничивает приблизительной стоимостью оказанных услуг, причем он не может превышать 100 000 рублей (п. 1 ст. 357.10).
Что же касается сборов за сопровождение и хранение, то на них в Кодексе будут установлены фиксированные ставки (п. 2 и 3 ст. 357.10).
Таможенные сборы за сопровождение каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава зависят от расстояния:
* до 50 км - 2000 рублей;
* от 51 до 100 км - 3000 рублей;
* от 101 до 200 км - 4000 рублей;
* свыше 200 км - 1000 рублей за каждые 100 км пути, но не менее 6000 рублей.
Таможенный сбор за сопровождение каждого морского, речного или воздушного судна составляет 20 000 рублей независимо от расстояния.Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе уплачиваются в размере 1 рубля в день с каждых 100 килограммов товаров, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рубля с каждых 100 килограммов. При этом неполные 100 килограммов веса приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному (п. 3 ст. 357.10).
Кодекс оговаривает и возможность освобождения от уплаты таможенных сборов. Например, от уплаты таможенных сборов за оформление освобождаются товары, ввозимые и вывозимые с таможенной территории России и относящиеся к безвозмездной помощи (содействию); товары, перемещаемые через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств; товары, перемещаемые через таможенную границу для демонстрации на выставках, авиационно-космических салонах и иных подобных мероприятиях, по решению Правительства РФ. Статья 357.9 устанавливает и ряд других случаев освобождения от уплаты таможенных сборов.
Об особенностях уплаты отдельных видов таможенных сборов см. таблицу.
Графические материалы:
Таможенные сборы
Материал доступен в бумажной версии издания