В России наконец-то появится закон о противодействии терроризму. То, чего требовал президент от руководителей силовых ведомств, наконец сделали депутаты Госдумы и члены Совета Федерации - в нижнюю палату парламента внесен закон "О противодействии терроризму". Он вводит в законодательство новое понятие "режим террористической опасности". Располагая "информацией о возможной подготовке или угрозе теракта", власти вправе ограничить движение пешеходов и транспорта, работники спецслужб смогут без санкций прослушивать телефонные переговоры, запрещать массовые сборища.
Предполагается фактический запрет для СМИ на самостоятельную работу в зоне контртеррористической операции. Депутаты Госдумы готовы принять законопроект в первом чтении уже в декабре. С текстом закона ознакомились корреспонденты Газеты Айдар Бурибаев и Павел Аптекарь.
Сейчас спецслужбы противостоят мировому злу при помощи закона 1998 года "О борьбе с терроризмом". Сотрудники правоохранительных органов в последнее время уверяли общественность в необходимости коренным образом изменить действующий закон. Как стало известно Газете, в Федеральной службе безопасности при поддержке коллег из МВД, Генпрокуратуры и Минюста в последние 6 месяцев работали над законопроектом "О противодействии терроризму". В минувший понедельник группа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, в том числе и лидер "Единой России" Борис Грызлов, внесли его в нижнюю палату парламента. Вчера же профильный комитет Госдумы по безопасности одобрил инициативу и рекомендовал депутатам принять проект в первом чтении. Газета получила в свое распоряжение текст законопроекта.
Террор и иные действия
Авторы предложили ввести в обиход новое определение терроризма. Сейчас под этим понимается закрытый перечень таких понятий, как насилие, уничтожение имущества, угроза жизни и т.д. Но авторы законопроекта предлагают дополнить этот перечень - "и иные действия, оказывающие воздействие на принятие органами власти решений". К примеру, под это определение подпадали бы любые митинги. "Мне кажется, что столь значительный список деяний, относимых к терроризму, - это, конечно, расширительное толкование понятия террора, которого быть не должно. Четкое определение терроризма дано в Уголовном кодексе, оно вполне достаточно. Необходимо, чтобы правоохранительные органы четко отделяли один вид преступлений от другого", - пояснил Газете председатель думского комитета по уголовному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников. Кроме того, в законопроекте вводится понятие "режим террористической опасности". По действующему законодательству специальных режимов пока только два: чрезвычайное положение и контртеррористическая операция.
Власти смогут инициировать режим террористической опасности только на основании полученной информации об угрозе теракта, которую не имеют возможности проверить. Законопроект наделяет губернаторов правом самостоятельно инициировать режим террористической опасности по представлению главы регионального органа безопасности в своем регионе. Если же ситуация требует ввести режим сразу в нескольких субъектах, то решение должен принимать председатель правительства, действующий уже по представлению главы федерального органа безопасности. "Террористическая опасность" предполагает серьезное ограничение прав граждан, но на срок не больше 60 суток. Кроме эвакуации людей или усиленного патрулирования улиц предполагается, что сотрудники спецслужб будут иметь право без судебных и прокурорских санкций прослушивать телефонные переговоры, ограничивать движение транспорта и пешеходов. Может быть приостановлена деятельность опасных производств.
В мировой практике есть примеры, когда действия государства меняются в зависимости от вероятности угрозы теракта (см. справку на странице 03). "В США глава государства тоже может объявить о введении аналогичного режима по всей стране, а губернатор - на территории штата или отдельных населенных пунктов. Я пока не вижу оснований опасаться нарушения прав граждан при введении режима террористической опасности", - отмечает Павел Крашенинников.
"Были случаи в Великобритании, когда власти упростили в Северной Ирландии порядок сбора доказательств во время следствия и отменили на время суд присяжных. Правда, тогда в Ирландии был введен пост уполномоченного по правам человека с очень большими полномочиями, - рассказал Газете член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. - Я считаю правильной концепцию этого закона. Но его надо править ко второму чтению. Например, было бы неплохо, если бы режим террористической опасности губернатор или премьер могли ввести только с разрешения парламента".
Режим контртеррористической операции согласно законопроекту предполагает также и "особый порядок деятельности сотрудников СМИ". Действующий закон "О борьбе с терроризмом" запрещает масс-медиа раскрывать технические приемы спецслужб и личные сведения о работниках силовых ведомств.
Авторы нового законопроекта считают, что помимо нынешних запретов на территориях, где действуют эти режимы, журналисты должны работать в строго отведенных для них местах, а получать информацию можно будет только от уполномоченных представителей контртеррористического штаба. Работники СМИ не будут иметь право получать неофициальную информацию от участников операции и "лиц, им помогающих".
"Наиболее уязвимым мне кажется положение об ограничении работы средств массовой информации в зоне контртеррористической операции, - удивлялся этому положению проекта Павел Крашенинников. - Никто не отменял право граждан на получение объективной и полной информации о событиях в стране. А здесь я вижу необоснованные ограничения, которые могут сыграть на руку тем, кто пытается скрыть реальное положение дел".
***
США и Англия ужесточают антитеррористическое законодательство
Нападение террористов на Америку 11 сентября 2001 года заставило США пересмотреть систему национальной безопасности. Антитеррористические законы в США были приняты в конце 2001 - начале 2002 года. Они предусматривали усиление мер безопасности в аэропортах, ограничение права передвижения в зонах террористической опасности. Были введены пять уровней опасности: от "зеленого" - самого низкого до "красного" - максимального. Спецслужбы получили более широкие права по просмотру корреспонденции и прослушиванию телефонных разговоров.
Джордж Буш подписал USA Patriotic Act, разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США). 26 ноября 2002 года его указом было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security), которое американские журналисты единодушно окрестили "Большим братом". Оно объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу Минфина США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков. Годовой бюджет министерства с штатом в 169 тысяч сотрудников составляет 38 млрд. долларов. Главные задачи: предотвращение террористических ударов, готовящихся на территории США, снижение уровня уязвимости страны перед лицом международного терроризма. Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными. Особое внимание уделяется программе "Полная информационная готовность", в рамках которой уже сейчас создана гигантская компьютерная база данных со сведениями обо всех жителях США - как гражданах, так и пребывающих в стране по различным визам и видам на жительство.
Особые законы о борьбе с терроризмом были приняты и в Великобритании. В декабре 2001 года был увеличен срок содержания под стражей без предъявления обвинения, если арестованный подозревается в террористической деятельности. На днях в рамках ужесточения законодательства для борьбы с террористической угрозой в парламент поступил пакет из 32 законопроектов. Согласно этим документам предполагается ввести удостоверения личности (ID), содержащие микрочипы с биометрическими данными человека. Эти документы начнут выдаваться подданным британской короны уже в 2007 году: владельцам будет необходимо все время иметь их при себе. Отдельный закон предусматривает создание британского аналога ФБР, который будет называться Агентством по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Был упомянут и специальный законопроект о борьбе с терроризмом, хотя его содержание подробно не раскрывалось. Ожидается, что после принятия нового закона поступившие в суд дела о терроризме не будут рассматриваться жюри присяжных, а прослушивание телефонных разговоров и перехваченная корреспонденция станут допустимыми доказательствами.
***
Главные новации законопроекта "О противодействии терроризму" определение терроризма
Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, а также иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и совершаемые в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических требований и интересов террористов.
Дополнительный режим борьбы с терроризмом, помимо режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции
1. Режим террористической опасности вводится при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе террористической акции, и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такую информацию, обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергающихся террористической угрозе, обычными силами и средствами без применения специальных мер и временных ограничений.
2. Режим террористической опасности может вводиться на отдельных объектах, участках местности, в населенных пунктах, а также на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Срок действия указанного режима не может превышать 60 суток.
3. Решение о введении режима террористической опасности и о его отмене принимают:
1) Председатель правительства Российской Федерации - на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - на отдельных объектах, участках местности, в населенных пунктах, а также на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по представлению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Меры, вводимые в зоне проведения контртеррористической операции, которые также могут быть применены во всей зоне террористической опасности (выборочно)
1) Проверка у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) Российской Федерации для установления личности; 4) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения;
7) изменение режимов работы обслуживаемых операторами связи систем связи, вплоть до прерывания предоставляемых услуг связи; запрет использования приемопередающих радиостанций индивидуального пользования, а в случае невыполнения данного запрета их принудительное временное изъятие;
8) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации о террористической деятельности и террористах, выполнения других условий в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности;
9) использование без изъятия средств связи, принадлежащих гражданам и организациям независимо от форм собственности, включая специальные;
10) использование без изъятия транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, преследования и задержания террористов или доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия;
12) запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
13) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
15) ограничение или запрещение движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;
16) недопущение транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты;
17) беспрепятственное проникновение в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в реализации террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;
19) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
20) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
21) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; специальных средств, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества; этилового спирта, спиртных напитков, спиртсодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ; 22) установление особого порядка деятельности работников средств массовой информации.
Работа СМИ во время контртеррористической операции (выборочно)
При освещении обстоятельств, связанных с террористической акцией, запрещается распространять информацию:
1) призывающую к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающую или оправдывающую необходимость такой деятельности;
2) способную затруднить проведение контртеррористической операции или создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения операции или находящихся за ее пределами;
5) содержащую сведения о фактах или сценах особо жестокого насилия. В зоне проведения контртеррористической операции работникам СМИ запрещается:
1) без разрешения руководителя контртеррористической операции пересекать границу зоны проведения контртеррористической операции или выделенного в этой зоне специального сектора;
2) осуществлять действия, затрудняющие проведение контртеррористической операции и (или) способствующие реализации намерений террористов;
3) получать с нарушением установленного порядка предоставления сведений о контртеррористической операции информацию от ее участников или лиц, оказывающих им содействие;
4) скрывать от лиц, проводящих контртеррористическую операцию, факты осуществления аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, а также документирования информации или событий иными способами.