Какие дороги считаются нормальными?
Союз транспортников и дорожников - это сила, но денег в дорожном фонде по-прежнему недостаточно.
В минувшую пятницу состоялся IX съезд Союза транспортников и дорожников РМ. В него входят около 350 предприятий и организаций автомобильного, железнодорожного, авиационного, водного транспорта, деятельность которых связана с пассажирскими и грузовыми перевозками, дорожным хозяйством, экспедицией грузов, подготовкой кадров для транспорта.
О работе СТД между съездами - (12.19.2003 г. - 2 6.11.2004 г.) рассказал в своем докладе сопредседатель-координатор Союза президент ассоциации "AITA" Владимир Флоря. В частности, он отметил, какие проблемы решила в отрасли данная организация. Ей удалось добиться льгот при импорте подвижного состава: от уплаты таможенной пошлины и НДС освобождены тягачи, а грузовики и автобусы со сроком экспулуатации до 7 лет - от таможенных пошлин. Получено разрешение на размещение приобретаемого в лизинг транспорта в режиме временного ввоза до трех лет с освобождением от НДС и таможенных пошлин. Организована сертификация автобусов в соответствии с методикой Всемирной организации международного автомобильного транспорта IRU. В состав комиссии по классификации автобусов входят представители молдавской ассоциации международных автоперевозчиков "AITA" и Союз транспортников и дорожников. Непосредственно осуществлять работу с предприятиями, которые хотят классифицировать свои автобусы по звездам, поручено СТД. Уже 350 автобусов получили сертификаты, отвечающие требованиям IRU. Поскольку постоянно дорожает топливо, давно была актуальной проблема увеличения тарифов на национальные и международные автомобильные пассажирские перевозки. Наконец-то они приведены в соответствие в расходами.
Союз обращался в правительство с предложением об увеличении лимита использования наличных денег с 15 тыс. до 100 тыс. И недавно парламент утвердил это. СТД принял участие в разработке проекта закона о лизинге и высказал свое видение по приведению в соответствие с данным законопроектом других актов. При рассмотрении в парламенте были приостановлены проекты законов об изменении Кодекса автомобильного транспорта (предлагалось внесение новой статьи 6-прим. о лишении лицензии за совершение ДТП, нарушение правил перевозок и перевозку пассажиров транспортными средствами, не включенными в лицензию), об обязательном страховании. На стадии рассмотрения в правительстве был отвергнут проект закона о тарифах на экологическую экспертизу.
Другой сопредседатель СТД генеральный директор АО "Taxi-cervice" Тудор Руссу остановился на проблеме, связанной с маршрутной сетью республики. Нужно определиться, сколько необходимо автомобильных маршрутов, в том числе и через Днестр, какие нужно открыть, по каким принципам и какова процедура. Сегодня 30% маршрутов практически не работают, и большое число маленьких сел не имеют автобусного сообщения с райцентрами. Этой проблемой должна заниматься специальная комиссия в Министерстве транспорта и связи, чтобы каждый населенный пункт Молдовы стабильно и качественно обслуживался общественным автотранспортом.
Вторая проблема, затронутая Тудором Руссу, - нелегальные перевозки. Несмотря на многочисленные контролирующие органы, которые дожны работать над этим, и два постановления правительства (СТД вносил в них свои предложения) по борьбе с нелегальными перевозками, они по-прежнему существуют. Используемые в данном теневом бизнесе транспортные средства не проходят необходимый технический контроль, а водители - медконтроль перед рейсом, их тарифы, разумеется, не регламентируются государством, и оно не получает от этого вида деятельности никаких доходов. Более того, их теряют легальные перевозчики. Вокзалы в райцентрах работают неэффективно. И в самой столице немало недостатков в транспортном движении, особенно вблизи Центрального рынка.
Об одной из самых актуальных проблем всех автомобилистов, в том числе и любителей, - о состоянии наших дорог - говорил сопредседатель Союза генеральный директор станции "Bocsh" Борис Герасим. СТД боролся за увеличение дорожного фонда до 350 млн. леев, что позволило бы улучшить качество молдавских дорог. Но на 2005 г. в дорожном фонде предусмотрены накопления в размере 150 млн. леев, или на 25 млн. больше, чем в 2004 г. Например, в Германии на эти цели расходуется 10% от величины госбюджета, у нас всего лишь 2%. Однако из-за плохих автотрасс на ремонт автомобилей тратится около 1 млрд. леев в год. Как отметил замминистра транспорта Андрей Кукулеску, 150 млн. леев позволят обеспечить текущие работы по поддержанию магистралей в нормальном сотоянии. А за ремонт местных дорог несут ответственность местные власти, которые получают 50% сборов, взимаемых с владельцев транспортных средств. Видимо, у министерства и автомобилистов разное представление о нормальном состоянии дорог.
Корр. "НМ".