На Горьковской магистрали прошел конкурс товарных кассиров, представляющих 261 грузовую станцию. За 10 месяцев года на этих станциях было погружено более полумиллиона вагонов, выгружено 400 тысяч. И та и другая цифры оказались выше показателей минувшего года, а сокращение времени простоя позволило ГЖД получить дополнительно около 19 тысяч вагонов.
Рассказав об этом участницам конкурса, начальник службы грузовой и коммерческой работы Сергей Бакшеев подчеркнул: товарный кассир XXI века - это менеджер, управляющий грузовыми потоками. Объем знаний, которыми должен обладать профессионал, велик: нормативные документы, основы таможенного законодательства, компьютерная грамотность, маркетинг, психология общения.
Именно с психофизиологических тестов и начали организаторы. Их разработали специалисты Дорожного психофизиологического центра, предложив ситуации, где проявилось бы умение товарного кассира общаться с клиентом. Лучший результат оказался у Тамары Бычковой со станции Котельнич-1, что, кстати, подтвердили и ее производственные показатели. "Сегодня уже недостаточно просто принимать заявки на перевозки грузов. Необходимо уметь привлечь клиента. И помочь в этом должен товарный кассир", - прокомментировала свои действия Бычкова. И заметила: не помешали бы специальные курсы по развитию навыков общения с клиентами.
Дальше конкурс стал похож на студенческий экзамен. Бери билет и садись готовиться к теоретическому ответу. В билете три вопроса: по "Уставу железнодорожного транспорта", "Правилам перевозки грузов" и "Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности". Кроме того, каждая участница получила два задания: рассчитать тарифное расстояние и провозные платежи по исходным данным.
Первую "пятерку" - за порядок оформления перевозочных документов на экспорт через российский порт - заработала товарный кассир станции Канаш Галина Иванова. А ведь жюри задало много дополнительных вопросов. И не только затем, чтобы правильно оценить знания конкурсантки, но и потому, что на профессиональных конкурсах есть и другая важная цель - помочь работникам с линии обновить знания. Уже выставив балл и поблагодарив за ответ, судьи вручали конкурсантам сборник инструкций, терпеливо ждали, пока будет найдена нужная информация.
Служба грузовой и коммерческой работы и станция Горький-сортировочный сделали все, чтобы конкурс прошел с максимальной пользой для участников и самого грузового хозяйства. Теоретический вопрос жюри формулировало в билетах на основе уже имевшихся ошибок товарных кассиров. Особо была отмечена ижевская команда - за организованность и "свое лицо". Форменные костюмы участницы сшили по особому заказу на личные деньги буквально за несколько дней до конкурса. Костюм разрабатывали с учетом не только последних дизайнерских требований, но и пожеланий самих сотрудниц товарных контор. Начальник грузовой и коммерческой службы специально вызвал на сцену представительницу Ижевска: "Вот таким должно быть лицо грузовой и коммерческой службы".
Впервые в этом году "грузовики" включили в смотр профессионального мастерства творческий конкурс. Каждая команда поставила на сцене свою рок-оперу. Муромчане белым стихом рассказали об ЭТРАНе - умном, но пока не очень послушном существе, которое живет в компьютере и помогает работать. Казанцы пропели оду клиенту, которого они холят и лелеют. Кировчанки поразили зрителей богатством вятских узоров и умением танцевать в одежде прабабушек. А уморительная сценка "Необычные грузоотправители" под рефрен песни "Все хорошо, прекрасная маркиза" покорила сердца судей.
Команда Горьковского отделения, перефразируя Пушкина, рассказала сказку про трех железнодорожниц "под окном", каждая из которых мечтает о своем. Но реально царицами в этот день были все участницы конкурса. Каждая получила достойный подарок.
Третье место на конкурсе заняли Тамара Бычкова из Котельнича-1 и Ольга Попова из Красноуфимска. Второе досталось Татьяне Ивановой из Владимира и Елене Мартынюк из Кирова. Лучшим товарным кассиром дороги названа Елена Мосенкова со станции Юрьевец.
***
Объем знаний, которыми должен обладать профессионал, велик: нормативные документы, основы таможенного законодательства, компьютерная грамотность, маркетинг психология общения.