Вступление Анкары в Евросоюз отпугнет от Турции российских туристов

Всю нынешнюю неделю Европа "болеет" Турцией. После того как Европарламент вслед за Еврокомиссией высказался за начало переговоров о вступлении этой страны в ЕС, последнее слово завтра должны сказать главы 25 государств - членов союза. Российская политическая элита блюдет в этом непростом вопросе настороженный нейтралитет, а вот рядовым россиянам есть над чем призадуматься. Когда над перспективами Стамбула развеется туман, российским кошелькам придется туго.

- Начнем с очевидного. Вхождение Турции в Евросоюз - пусть даже в далекой, 10-летней перспективе - закроет дорогу в эту всероссийскую здравницу для миллионов российских туристов, в последние годы твердо усвоивших, что отдых в Турции - это дешевле и комфортнее, чем, к примеру, в Крыму или в Сочи. Причины просматриваются - с вступлением Анкары в ЕС вырастет стоимость турецкой визы, а получить ее станет куда сложнее, чем нынче. О вклеивании "визовой марки" за 20 долларов прямо в аэропорту придется забыть - в "евроТурцию" визу надо будет запрашивать за несколько дней, а то и за несколько недель до поездки. Те, кто полюбил в последние годы отдыхать в Чехии или Болгарии, хорошо понимают, о каком взлете цен может идти речь после вхождения в ЕС.

Однако для российских туристов, привыкших отдыхать в Турции, визовыми неприятностями дело не кончится. За отдых на курортах Антальи или Мармариса придется платить на порядок больше. Это сейчас у турецких отелей очень гибкая ценовая политика, и они ухитряются снижать стоимость даже там, где это, на наш взгляд, невозможно. А после вступления в ЕС Турция будет вынуждена соблюдать единый ценовый стандарт Евросоюза, что будет означать многократное подорожание услуг независимо от утверждений местных предпринимателей. Когда цены на турецких курортах поднимутся до общеевропейских, россияне, скорее всего, поедут отдыхать за те же деньги в Испанию с Грецией. Либо заново начнут открывать для себя тот же Крым.

Коснется это очень и очень многих, поскольку побережье Антальи - уже несколько лет является самым посещаемым россиянами курортным районом мира. По данным Федеральной пограничной службы РФ, число россиян, отдохнувших в 2003 году в Турции, составило 1 млн. 386 тыс. человек (на 40 % больше, чем в 2002-м). А до конца этого года, по оценкам туроператоров, в Турции побывает свыше 1, 5 миллиона. По данным Минздрава РФ, на курортах Турции россияне ежегодно оставляют 600-700 млн. долларов.

Правда, турецкие бизнесмены обещают россиянам максимально минимизировать проблемы, которые могут возникнуть при получении визы. Обещают они удержаться и от резкого повышения цен на туристические услуги в случае вступления их страны в ЕС. Как сказал "Новым Известиям" административный директор крупнейшей туристической компании Турции "Бентур" Джафарсадык Аббасов, вступая в ЕС, Турция, как страна, получающая основной доход от турбизнеса, постарается сохранить тот благоприятный режим, в том числе и финансовый, который привлекает сегодня иностранных туристов. Так что, уверяет Аббасов, российские туристы не должны сильно пострадать от вступления Турции в ЕС.

Нет сомнений, что бизнесмены страны, которая зарабатывает на туризме больше 15 млрд. долларов в год (вторая по доходности статья госбюджета), сделают все, чтобы сдержать такие обещания.Но смогут ли они пролоббировать это в Евросоюзе, который ставит перед Анкарой очень жесткие условия, в том числе и по части соблюдения норм конкуренции в экономике? Тем более что в случае невыполнения этих еврокритериев дверь в ЕС перед Турцией могут захлопнуть?

Удар по "всероссийскому вещевому рынку"

Турецкое членство в ЕС дорого обойдется и российским челнокам - резко возрастут таможенные пошлины на вывозимые и ввозимые в Турцию товары, а также на транзитные грузы. По данным Ассамблеи турецких экспортеров, Россия входит в число ведущих экономических партнеров Турции: только за период январь-май этого года официальный торговый оборот между РФ и Турцией составил 2, 9 млрд. долларов, и это без учета традиционной российско-турецкой "челночной" торговли, которая по информации Министерства экономического развития и торговли РФ, "в 2-3 и более раз превышает показатели официального товарооборота". О том же говорят и в Анкаре.

"Товарооборот между нашими странами в 2003 году вырос по отношению к 2002-му на 45 % и составил примерно 6, 2 млрд. долларов, - заявляет госминистр Турции Кюршад Тюзмен. - В этом году он обещает достичь около 8 миллиардов". В контексте этих внушительных цифр нетрудно себе представить, как больно ударит по карману миллионов граждан России резкое подорожание турецкого ширпотреба. А подорожает практически все - от полотенец и носков до удлинителей и розеток. Каждый из нас, безусловно, ощутит это на себе.

Но достанется и государству. Нет сомнений, что ухудшатся показатели внешнего торгового баланса России. Напомним, что из 6, 2 млрд. долларов прошлогоднего товарооборота между РФ и Турцией турецкий экспорт в Россию составил 1, 6 млрд. долларов, а российский экспорт в Турцию - 4, 6 млрд. долларов. В случае вступления в ЕС и соблюдения экономической евродисциплины турецкие бизнесмены уже не смогут вывозить из России в тех масштабах, что ныне, сырье, полуфабрикаты и оборудование для малого и среднего предпринимательства. Через некоторое время это тоже отразится на нашем кармане.

Шлагбаумы на проливах

Впрочем, больше всего из экспортеров пострадают нефтяники. Проход через проливы Босфор и Дарданеллы для российских танкеров и сейчас проблема. После вступления Турции в ЕС она станет и вовсе головоломной, потому что эти проливы автоматически окажутся морскими территориями Евросоюза со всеми вытекающими последствиями.

Российские грузоперевозчики будут вынуждены согласовывать с чиновниками из ЕС объемы и характер товара, платить дополнительные таможенные поборы (например, "экологические"), как это уже сегодня делает Россия при транзите грузов через Литву в Калининградскую область - свой анклав в Евросоюзе. С вступлением Турции в ЕС автоматически потеряют силу все российско-турецкие соглашения по проливам. А это в итоге приведет к тому, что российские нефтепроводы Баку-Новороссийск и Каспийский трубопроводный консорциум (из Казахстана в Новороссийск) перестанут работать, так как нефтеэкспорт по этим маршрутам окажется крайне убыточным - ведь они имеют смысл только в том случае, если нормально функционирует танкерный транзит через Босфор и Дарданеллы. Кстати, турецкое членство в ЕС автоматически поднимает рентабельность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, против строительства которого возражает Москва по геополитическим соображениям.

Геоэкономические перспективы и вовсе тревожные. В случае вступления Турции в ЕС Россия может потерять монополию на снабжение Турции энергоносителями.Чтобы понять масштабы возможных потерь, приведем несколько цифр. Российский "Газпром" по газопроводу "Голубой поток" по дну Черного моря ежегодно поставляет на турецкий рынок 7 млрд. кубометров газа (в перспективе планировалось до 16 млрд. кубометров газа в год). Кроме того, Россия поставляет в Турцию также несколько миллионов тонн нефти, а через проливы Босфор и Дарданеллы в Европу, по данным Минтопэнерго РФ, ежегодно транспортируется 30-35 млн. тонн российской нефти из порта Новороссийск. Все эти объемы могут "зависнуть" , потому что после вступления в ЕС Москве придется договариваться с Евросоюзом, законы которого запрещают доминирование одной страны в энергетической сфере государства - члена ЕС.

Новые известия

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости