На Западе одним из обязательных условий отправки товара даже по территории одного города является наличие страховки. В России подобная практика только начинает распространяться, еще часты случаи, когда товары везут за тысячи километров без каких-либо гарантий, что с ними ничего не произойдет.
Что страхуем?
Мировой страховой рынок начал развиваться именно через страхование грузов. С развитием торговли между городами и странами перед грузовладельцами встал вопрос: как обезопасить себя на случай полной или частичной потери груза. Во время перевозки товар "подстерегает" множество опасностей: стихийные бедствия, крушения транспорта, кражи, порча груза или его товарного вида, особенно на международных маршрутах.
Сегодня застраховать можно практически все и от всего, тем более грузы. Это могут быть деньги, драгоценности, партия окорочков, нефть, газ - все, что можно транспортировать автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным транспортом или по трубопроводам. Главное, чтобы имущественные интересы грузовладельца не противоречили действующему законодательству, а у страховщика было достаточно информации для расчета страхового тарифа.
Российские страховые компании, как правило, предлагают грузовладельцам три стандартных страховых покрытия: "с ответственностью за все риски", "с ответственностью за частную аварию", "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения". Некоторые страховщики "в довесок" продают страховки только "с ответственностью за хранение" товара. При этом груз можно застраховать как на одну перевозку, так и на несколько.
Где сложно, там и рвется
Грузоперевозка - достаточно сложный процесс. Особенно когда товары приходится перевозить на разных видах транспорта (автомобиль, поезд, самолет) и привлекать к этому несколько транспортных компаний. Имущество постоянно перегружают, складируют в местах временного хранения.На каждом этапе груз подстерегают опасности не только в виде пожара, взрыва, вандалов, неловкого движения грузчика или забастовки портовых рабочих, но и из-за ошибки грузоперевозчиков или таможенных работников. Контроль за движением товара осуществляют специальные экспедиторские компании. Они выполняют функции связующего звена между отправителем груза, его получателем и перевозчиками. Но им не всегда удается обезопасить вверенный товар. Более того, они также допускают ошибки, следствием которых может стать ущерб грузовладельцу. Единственный выход - застраховать ответственность всех участников грузоперевозки и каждый ее этап. Именно к такой практике пришли на Западе.
В России же ответственность грузоперевозчиков и экспедиторов страхуется намного реже, чем в Европе. Но, по словам страховщиков, ежегодно спрос на страхование грузов растет. Рынок перевозок в России становится все более цивилизованным. Ответственность грузоперевозчиков и экспедиторов можно сегодня застраховать порейсовым страхованием.