ОСОБЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Законодательную базу отрасли ИКТ ждут серьезные перемены

В первый день марта Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи совместно с Комитетом по информационной политике провел парламентские слушания, темой которых стали вопросы, связанные с формированием законодательной базы, способной обеспечить опережающее развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) .

Участие в обсуждении приняли депутаты ГД, члены Совета Федерации, министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Виктор Евдокименко, представители профильных министерств и ведомств, руководители крупнейших компаний отрасли и научных организаций.

Открывая слушания, заместитель председателя Госдумы Георгий Боос отметил, что пока в стране не начнет развиваться инфраструктура, главные элементы которой - связь, информатика, телекоммуникации, нельзя ожидать никакого развития реального инвестиционного климата, малого и среднего бизнеса, а также существенных инвестиций в крупный бизнес. Сегодня отрасль ИКТ относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. Ежегодный прирост услуг в ней составляет от 20 до 40 %. Но в ВВП России доля ИКТ пока значительно ниже, чем в развитых странах, - 1, 5 %, в то время как в США - 5 %.

В ходе слушаний не раз отмечалось, что дальнейшее эффективное и поступательное развитие* ИКТ может стать одним из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе. Но, как отметил министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, "совершить прорыв в области ИКТ невозможно без существенного обновления действующего в стране законодательства". Принятые более десяти лет назад законы, регулирующие данную сферу, уже не отвечают современному состоянию общественных отношений, а по отдельным вопросам вступают в противоречие с более поздними законодательными актами, в том числе с Гражданским кодексом РФ. Потому столь необходимо обновление действующей законодательной базы: разработка новых и внесение изменений в федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об электронной цифровой подписи" и другие, принятие законодательства об особых экономических зонах в части выработки правовых механизмов деятельности технопарков, защите интеллектуальной собственности, создание особых налоговых и таможенных режимов для высокотехнологических зон, способствующих формированию современной инфраструктуры информационного сектора экономики, привлечению инвестиций в отрасль.

Л. Рейман замети л также, что подготовленные министерством поправки к Закону "Об информации, информатизации и защите информации" - это, по существу, его новая редакция, "в которой впервые информация определена как отдельный объект гражданских прав". Министр сообщил участникам слушаний, что его ведомство поддерживает инициативу Минэкономразвития в части внесения поправок в закон о конкурсах и размещении заказов на поставки товаров и услуг для государственных нужд по вопросу закрепления за органами власти возможности проведения "электронных торгов". В частности, это должно помочь сэкономить немало средств для регионов.

Участвовавший в парламентских слушаниях академик Евгений Велихов на примере возглавляемого им Российского научного центра "Курчатовский институт" рассказал о правовых пробелах в российском законодательстве, касающихся уже созданных и создаваемым в стране технопарков. По мнению академика, технопаркам необходимо предоставить особые налоговые и таможенные режимы, которые позволят привлечь квалифицированных работников и оснастить предприятия новейшим оборудованием.

Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев отметил необходимость ускорить рассмотрение внесенных в Госдуму законопроектов "Об электронной торговле", "Об электронной цифровой подписи", "Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости". А кроме того, постараться в кратчайшие сроки совместно с правительством подготовить изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования налогового законодательства и создания особых налоговых и таможенных режимов для высокотехнологических зон и предприятий с высокой долей интеллектуального труда.

***

Кстати...

НП РУССОФТ представило в Правительство РФ свои предложения относительно создания в России льготных технопарков. Поводом для подобного обращения ассоциации стали последние инициативы Президента и Правительства РФ, направленные на повышение конкурентоспособности отечественной ИТ-индустрии и создание благоприятных условий для значительного роста экспорта ИТ-услуг и продуктов.

По мнению РУССОФТ, решать задачи снижения налогового бремени и строительства специализированных ИТ-технопарков надо параллельно, но при этом отдельно друг от друга. Связав предоставление налоговых льгот с размещением компаний в создаваемых технопарках, можно затормозить процесс поддержки экспортной индустрии как минимум на три-четыре года. В результате поддержка отрасли будет весьма ограничена, ведь с учетом размаха и географического распределения индустрии разработки ПО в России в ИТ-парках смогут разместиться не более 15 % от существующих компаний.

В РУССОФТ также полагают, что крайне важно сохранить равные налоговые условия для компаний, расположенных как в технопарках, так и за их пределами. В противном случае вероятны проявления криминала и коррупции.

Кроме того, РУССОФТ предлагает отменить НДС на экспорт программных услуг, а также ввести упрощенный порядок по возврату НДС при экспорте готового программного обеспечения; проработать возможность перехода от возврата уплаченного экспортерами НДС к заявительному характеру невзимания НДС для экспортирующих ИТ-компаний; ввести понятие "электронный товар" для продажи программных продуктов через Интернет и упрощенный порядок доказательства факта его экспорта; добиваться снижения единого социального налога на компании разработчиков и экспортеров программного обеспечения как неоправданного бремени для индустрии, создающей высокооплачиваемые рабочие места и имеющей долю расходов на заработную плату до 70 % от оборота.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости