В ТПП РФ прошел "круглый стол", посвященный перспективам развития авиационно-космического комплекса в 2005 году. Обсуждались вопросы создания в России единой авиастроительной компании, меры по совершенствованию налогового и таможенного законодательства в авиационно-космической сфере.
Участники "круглого стола" отметили, что создание объединенной авиастроительной компании в целом отвечает интересам как российской экономики и национальной безопасности страны, так и разработчиков и производителей авиационной техники. Было, в частности, высказано мнение, что с созданием такого концерна Россия опоздала лет на пятнадцать.
Среди обсуждавшихся вопросов обратила на себя внимание проблема, связанная с мировой тенденцией к интеграции между авиастроительными компаниями различных стран.
Многие выступавшие подчеркивали необходимость создать в авиапромышленности на основе новых технологий прорывной продукт, который бы действительно был конкурентоспособным и пользовался спросом на внешнем рынке.
***
В ТПП РФ прошел "круглый стол" "Перспективы развития авиационно-космического комплекса в 2005 году и его роль в решении задачи удвоения ВВП до 2010 года, вопросы создания в России единой авиастроительной компании, меры по совершенствованию налогового и таможенного законодательства в авиационно-космической сфере".
В заседании приняли участие члены комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса, экспертного совета Госдумы по развитию авиации и космонавтики, Совета Федерации, руководители органов государственной власти, Союза авиапромышленности, представители аппарата Правительства РФ, ученые, эксперты, предприниматели.
Евгений Примаков, президент ТПП РФ, отметил, что решение о создании объединенной авиастроительной компании трудно переоценить. Ее появление внесет вклад в сохранение России на мировом рынке военной авиации, и наша страна вернется в число ведущих производителей гражданской авиации. Это решение позволит приоритетно поддерживать те отрасли, которые имеют особое значение для ускорения экономического роста, отработать механизм динамичного сотрудничества частного предпринимательства с государством. Создание компании усиливает организационные и внешнеэкономические стороны деятельности российских самолетостроителей, подчеркнул президент Палаты.
Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин обратил внимание: дабы учесть интересы как государства, так и частных авиастроительных компаний, им необходимо достичь компромисса. А это в свою очередь требует изменения системы управления. Иначе возникает тупиковая ситуация: то, что приемлемо для государства, неприемлемо для частных компаний и наоборот. Нельзя не признать, сказал он, что объемы продаж на мировом рынке гражданской авиатехники у нас резко упали -с 25 процентов скатились до десятых и даже сотых долей процента. Однако надо понимать, что в советское время на этом направлении концентрировались огромные ресурсы и средства, чего сейчас нет. Если же посмотреть на рынок военной техники, то на нем зачастую отдельные отечественные компании конкурируют друг с другом. Но ведь такого не должно быть. В результате эта разобщенность наносит вред нашим собственным интересам в условиях, когда на мировом рынке Россия вынуждена конкурировать с крупными авиастроительными центрами. Поэтому сейчас особенно актуальна консолидация сил и средств по всем направлениям и, как результат, создание единой авиастроительной компании. В конце концов мы должны ответить самим себе, чего же хотим: быть "обороноподсобным" для кого-то хозяйством или действительно конкурентоспособными, равными игроками на мировом рынке, подчеркнул Борис Алешин.
Участники "круглого стола" отметили, что создание объединенной авиастроительной компании в целом отвечает интересам как российской экономики и национальной безопасности страны, так и разработчиков и производителей авиационной техники. Было, в частности, высказано мнение, что с созданием такого концерна Россия опоздала лет на пятнадцать.
Ни в одной стране мира авиапромышленность не может выжить без поддержки государства. Надежда на частные инвестиции иллюзорна: если бизнес не видит заинтересованности государства в развитии отрасли, то он не станет вкладывать туда средства, -слишком большие для него расходы без гарантированной рентабельности. Александр Мишарин, заместитель министра транспорта РФ, указал, что необходимо создать действенный механизм, чтобы деньги пошли в отрасль. Наряду с этим участниками дискуссии был поднят вопрос о недопустимости и вредности излишнего вмешательства чиновников в регламентирование авиапродукции.
Среди обсуждавшихся вопросов обратила на себя внимание проблема, связанная с мировой тенденцией к интеграции между авиастроительными компаниями различных стран. На этом фоне наше устаревшее законодательство не дает возможности отечественным фирмам полноценно участвовать в идущем процессе. В результате Россия может потерять еще оставшиеся рынки сбыта своей продукции.
Было предложено сконцентрировать усилия на тех сегментах рынка, где Россия пока продолжает удерживать ведущие позиции, в частности, вертолетостроении и военно-транспортной авиации. Однако и здесь не все так гладко. Удивление вызвала позиция Министерства обороны, руководство которого, несмотря на приглашение, не приняло участия в обсуждении поднятых на "круглом столе" вопросов. А ведь именно это министерство остается крупнейшим заказчиком отечественной авиатехники. Хотя, по словам Бориса Алешина, "работает оно по старинке" и его контракты для предприятий зачастую убыточны.
Многие выступавшие подчеркивали необходимость создать в авиапромышленности на основе новых технологии прорывной продует, который бы действительно был конкурентоспособным и пользовался спросом на внешнем рынке. На что ректор Московского авиационного института Александр Матвиенко с горечью заметил, что, если претворят в жизнь задуманную правительством реформу высшего образования, разрабатывать новые технологии в авиастроении будет просто некому: специалисты уже уходят из отрасли, а подготовка новых кадров будет подорвана.