МЭРТ НАШЕЛ СПОСОБ ОБУЗДАТЬ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН
Правительство призналось, что не в состоянии влиять на "бензиновые" цены. Карательные меры Федеральной антимонопольной службы против торговцев бензином не могут переломить ситуацию. И теперь чиновники решили договориться напрямую с нефтяными компаниями. Их представителей соберут в правительстве, чтобы установить "компромиссные" правила на внутреннем рынке нефтепродуктов. Главный аргумент чиновников - повышение экспортных пошлин на бензин.
"Задача государства состоит не в снижении цен на бензин, а в создании прозрачных правил игры на внутреннем рынке нефтепродуктов", - рассказал "Известиям" источник в Минэкономразвития. Таких правил, как с пошлинами на сырую нефть, - когда изменение экспортных пошлин прописано в законе. С пошлинами же на нефтепродукты такого правила пока нет. В результате рост внутренних цен на бензин зависит от мировых цен, которые в последнее время бьют все рекорды.
Государство может влиять на внутренние цены, регулируя налог на экспорт нефтепродуктов. Увеличивая его, можно сделать экспорт некоторых нефтепродуктов нерентабельным. И тогда теоретически отечественные нефтяные компании станут больше продавать нефтепродуктов внутри России, что и должно привести к снижению или, по крайней мере, к стабилизации "бензиновых" цен. Однако на практике не все так просто. Помимо размера пошлины, само ее постоянное изменение заставляет взвинчивать цены на бензин. Ведь в такой ситуации нефтяные компании не могут прогнозировать свой бизнес даже на краткосрочную перспективу, а потому вынуждены страховаться.
Найти компромисс Минэкономразвития пытается, пригласив "на беседу" руководителей крупнейших нефтяных компаний. "Уже сама по себе возможность диалога между государством и частной нефтянкой является положительным сигналом", - отмечает аналитик из CSFB Вадим Митрошин. По его словам, результатом этих переговоров должен стать компромисс между нефтяными компаниями, заинтересованными в повышении прибылей от экспорта нефти, и государством, которое призвано сдерживать инфляцию. "Пошлина будет повышена с нынешних 65% до 75-80%", - полагает Митрошин.
Что экспортные пошлины на нефтепродукты вырастут, не сомневаются и в Российском топливном союзе. "Потому что, если не прекратить отток нефтепродуктов, мы получим дефицит на внутреннем рынке, а значит, дальнейший неконтролируемый рост цен", - считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. С другой стороны, по его мнению, "правительство будет искать баланс, чтобы и не сильно уменьшить экспорт, и не обострять ситуацию на внутреннем рынке".
Абсолютно противоположное мнение высказывают нефтяные компании. По словам представителя одной из крупнейших российских нефтяных компаний, увеличение экспортных пошлин приведет к "затовариванию" рынка. По его мнению, существующая шкала налогов на нефтепродукты является оптимальной, так как обеспечивает "хоть какую-то" рентабельность на внутренних продажах. А ее повышение просто разорит НПЗ. Эксперт считает, что шкала останется неизменной или даже будет снижена, возможно, до 50%. "Куда в противном случае девать мазут, экспорт которого стоит на втором месте после сырой нефти?" - рассуждает эксперт. В России в настоящее время производится в 2 раза больше мазута, чем потребляется. Снижая налоги на его экспорт, государство тем самым поддерживает производителей мазута. Другой вопрос: зачем поддерживать убыточное производство и как стимулировать НПЗ на выпуск более "высокооктановых" продуктов?
Конечно, государство может и по-другому снизить "бензиновые" цены. Например, "Транснефть" теоретически может ограничить прием сырой нефти в экспортные трубопроводы, чтобы "повернуть" экспорт на внутренний рынок. Однако, по мнению аналитиков, это маловероятно, так как российский бюджет напрямую зависит от "нефтяных" экспортных налогов.
Между тем, пока МЭРТ консультируется с нефтяными компаниями по вопросам экспортных пошлин, цена на бензин на автозаправках продолжает расти. По оценкам Московской топливной ассоциации, розничная цена на бензин с начала года выросла на 19-20%, и ее "вклад" в инфляцию составил 3%, то есть около 42% общего уровня инфляции за 7 месяцев текущего года. Эксперты считают, что цены на бензин будут расти и дальше, однако сильных скачков не ждут.
***
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ ФАС АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ
"СВЕСТИ К МИНИМУМУ попытки КАРТЕЛЬНЫХ СГОВОРОВ ТОРГОВЦЕВ БЕНЗИНОМ"
Как Федеральная антимонопольная служба пытается бороться с ростом цен на бензин - "Известиям" рассказал замглавы этого ведомства АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ.
- Рост цен на бензин - действительно результат ценового сговора нефтяных трейдеров?
- Мы так предполагаем и сейчас пытаемся доказать это. За первое полугодие 2004 г. мы провели около 10 расследований по фактам нарушения антимонопольного законодательства, часть из этих дел находится уже в судах. С ценами на бензин все действительно очень серьезно. В этом году они более чем вдвое превысили рост потребительских цен. При росте потребительских цен на 6, 5% стоимость, например, бензина марки "76" выросла на 17%.
- МЭРТ будет напрямую договариваться с нефтяными компаниями по ценам на бензин. Выходит, что ваша служба уже бессильна контролировать цены?
- Не думаю так. У нас разные задачи. ФАС призвана выявлять нарушения и пресекать их. Другое дело, что наша компетенция позволяет советовать МЭРТу, как лучше организовать конкурентный внутренний нефтяной рынок.
Что это за советы?
- Мы предложили несколько мер, чтобы исключить или свести к минимуму попытки картельных сговоров торговцев бензином. Во-первых, мы предлагаем изменить практику организации биржевой торговли, с тем чтобы увеличить присутствие на рынке небольших компаний, так называемых "независимых" поставщиков. Их доля на рынке, к сожалению, постоянно снижается и сейчас составляет не более 6%. Во-вторых, мы готовим предложения по изменению налогово-таможенной практики. В частности, предлагаем дифференцировать налоги на разные виды нефтепродуктов в зависимости от сезонного спроса на них. В-третьих, мы предлагаем более активно использовать резервные мощности хранения "Транснефтепродукта". Закупая нефтепродукты по низкой цене при спаде спроса и создавая их значительные резервы, можно влиять на их стоимость в "пиковые" ценовые сезоны, например, в преддверии осенних уборочных работ и т. д.
- Как вы думаете, повышение экспортных пошлин на нефтепродукты в сентябре, о которых говорил МЭРТ, способно снизить цены на бензин?
- Дело не в самих пошлинах, а в тех темпах, с которыми они будут взиматься в разное время с разных нефтепродуктов. Если предложенная схема будет достаточно гибкой, МЭРТ не зарубит экспорт и создаст условия для инвестиций в нефтяную перерабатывающую промышленность. Оптимизма тут мало, но очень бы хотелось в это верить.