Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области от 09.08.04 N06-18/15826
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При применении вышеуказанного положения следует иметь в виду, что арендатор признается налоговым агентом в случае если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти.
Таким образом, на субарендатора нельзя возложить обязанность по исполнению функций налогового агента, поскольку такие функции возлагаются Кодексом только на организацию, непосредственно арендующую федеральное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса организации с момента перехода на упрощенную систему налогообложения не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 346.11 НКРФ).
Таким образом, организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, в случае если она арендует муниципальное имущество, исполняет обязанности налогового агента и уплачивает НДС с суммы арендной платы, уплачиваемой арендодателю на основании пункта 3 статьи 161 Кодекса.
При этом функции по уплате налога на добавленную стоимость и представлению раздела 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом" Декларации по налогу на добавленную стоимость организацией, выступающей в качестве налогового агента, возлагаются на головные организации.
3. В соответствии со статьей 119 Кодекса за непредставление налоговой декларации к налоговой ответственности привлекается налогоплательщик. В указанной статье отсутствует ответственность налогового агента за непредставление декларации.
Согласно статье 126 Кодекса, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Таким образом, в случае, если на организацию - налогового агента возложена обязанность по представлению раздела 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом" Декларации по налогу на добавленную стоимость, то за непредставление указанного раздела налоговый агент подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 126 Кодекса.
Заместитель руководителя УМ не России по Московской области И.А. Сорокина