МОЯ КОРОНКА - РУЛЬ

На табличке, приставленной к лобовому стеклу его машины, написано "ВАЛЕРИЙ" - чтобы сразу знали, кто приехал

Валерий Мозговой - дальнобойщик-международник. Открыты все водительские категории от "А" до "Е". За рулем тяжелых машин дальнего следования он уже двадцать лет - исколесил все дороги бывшего Союза. С 1997 года - на интернациональных трассах. Доставляет грузы в Италию, Францию, Германию, Австрию, Испанию, Голландию. И, конечно, заграничных впечатлений накоплено немало.

На табличке, приставленной к лобовому стеклу его машины, написано "ВАЛЕРИЙ" - чтобы сразу знали, кто приехал. Его рекорд пребывания в дороге - полтора месяца. Коронка всей его жизни - руль.

Иду под "ТIR-ом"

- Имеют машины особые названия в вашей профессиональной шоферской среде?

- Называем по-разному, кто как: у кого-то машина "блондинка", кто-то называет "малосемейкой". Это потому, что кабина большая, удобная, в ней и кондиционер, и холодильник, и спальное место, в общем, жить можно. Мы и живем в них. Почти все время поездки проходит в кабине.

- Ваш рекорд по пребыванию в дороге?

Полтора месяца. Столько времени требует дорога на Италию и обратно. Там Альпы, а в них тяжело ехать. Там горки такие, каких у нас в Горном Алтае нет. В связи со спецификой дорог и особым порядком в Европе мы можем пересекать границы Старого света только на определенных машинах. В Швейцарию, например, не запустят, если мощность двигателя меньше 360 лошадиных сил. Поэтому у нас машины "с запасом" - 430-460 лошадиных сил.Едешь по Европе смело, в горы поднимаешься резво, и движение на автобане не тормозишь. Если машина сдерживает движение на автобане - штраф. Штрафуют за все - за превышение скорости, за аварию, за отклонения в тормозной системе, за перегруз хотя бы на 50 килограммов, за переработку.

- Что значит - за переработку?

- Я не могу находиться за рулем дольше восьми часов, то есть дольше стандартного рабочего дня. В кабине установлен компьютер, он фиксирует, сколько я ехал, сколько стоял, с какой скоростью ехал - не обманешь. Его показатели может снять любой полицейский и за нарушение положенного в Европе режима труда наказать. А штрафы там неимоверные, могут взять до 1000 евро. При мне во Франкфурте проверяли латыша: за сорок минут переработки он заплатил четыреста евро. И мог бы еще ехать - и светло, и силы есть, а нельзя. Там накажут и за то, если меньше отдохнул, положено по закону отдыхать одиннадцать часов - будь готов.

- Как вы себя ощущаете на зарубежных дорогах?

- Нормально, увереннее, чем на наших дорогах. Европейские дороги очень хорошо информированы - не заблудишься. Везде указатели, и даже дублирующие. Например, нужно в Кассель - указатель на него появится первый раз за двести километров. Пять раз напомнят: "Кассель направо". У нас, проезжая через Новосибирск, не узнаешь, где повернуть на Омск. За границей ездить проще.

- По номерам и специальным табличкам "РУСС" полицейские знают, кто едет. Как они к вам относятся?

- Не сказал бы, что грубо. Но останавливают. Раньше - реже, сейчас - чаще. Особенно в Германии - всех русских держат за мафию. Раз Россия мафиози - надо проверить. Немцы верят документам, поэтому бумаги должны быть в идеальном порядке. В России то обстоятельство, что идешь под "тиром" (TIR - переводится "транспортные экспедиционные перевозки"), помогает. Зная, какой за границей контроль на дорогах , гаишники нас не останавливают. Сотрудники ГИБДД нас могут досматривать только в присутствии работника таможни.

В Польше кузов машины вдет через рентген - весь груз на экране.

- На русских дорогах у водителей в обиходе несколько предупреждающих знаков. Выработали водители - международники свой язык ?

- Светить фарами там нет смысла, хотя бы потому, что машины у нас радированы, так что можно по рации поговорить. Языка грубостей там я не слышал и не видел. Вот язык помощи там есть. Зеркала у нас удаляющие, поэтому при обгоне может быть непонятно, обогнал или нет. Поэтому принято так(махину-то ведешь немалую - стандартная длина прицепа 13 метров 60 сантиметров, да кабина еще пять метров добавляет): только прицеп обогнал кабину, следом идущий моргает фарами, и обгонявший туг же заходит в карман. Там вежливые дороги. В Германии, если заходишь с федеральной дороги на автобан, обязательно пропустят. У нас - не дождешься. Хотя правила одинаковые.

- Как вы проводите свободное время за границей ?

- Как хочу. Машину в Европе можно смело оставлять на стоянке, с ней ничего не случится. Это у нас бывает, что могут тент порезать, а там - исключено. И иди, куда хочешь: в кафе, в магазины, в музеи, в парк на аттракционы. Последний раз был в Кае-селе (там стоит наша экспедиция), ездил на экскурсию в замок "Геркулес". Для этого нам выделяются суточные - хватает, можно и сэкономить.

- Сколько стоит водителю зайти в европейское кафе?

- Хочу сказать, что в кафе там заходить выгодно. Я себя за обедом не ущемляю, люблю покушать хорошо. В Германии мне обед может обойтись в восемь евро. На эти деньги я возьму первое, второе, третье. В Польше можно поесть на семнадцать злотых (примерно равно 8 евро) - это до отвала. У поляков мне очень нравится кухня - мясо свеженькое, настоящее, с пылу с жару. У немцев не так - мясо похоже на искусственное. Так что въезжая в Германию, мы закупаем колбасу в Польше - и в холодильник.

Рейсы, которые помнишь всю жизнь

- А как приходится общаться с людьми, на каком языке?

- Я языков не знаю. Но в каждой фирме, куда приезжаю, обязательно есть русскоязычное лицо. По-итальянски вообще ни одного слова не знаю, кроме "камеон" - "большой автомобиль" значит. В Италии произошел со мной интересный случай. Мы приехали к нужной фирме поздно в пятницу, нас уже не разгружают, значит - ждать до понедельника. Стоять у ворот фирмы два дня - это ужасно. Отцепили прицепы, выехали на одной "голове", и к рощам, которые приглянулись по дороге. Подъехали, а там частное озеро. Нашли хозяина - Альберт. А объясниться с ним не можем. Тут он говорит: "Момент". Набирает номер по телефону, что-то говорит по-своему и передает трубку мне. В трубке молодой женский и главное - русский голос - Наташа. Так договорились, Альберт с радостью нас принял. Особенно ему понравилось, что мы из Сибири. С особым удовольствием повторял: "sibirien". Так через телефон мы и общались два дня. Купаться в озере Альберта было нельзя, только рыбу ловить, и с собой забрать можно только два килограмма. Рыбку там ловят из спортивного интереса - поймал и туг же отпустил. Даже специальный пинцет рядом, чтобы рыбу с крючка снять.

Через каждые два часа Альберт ездит вокруг озера, предлагает своим клиентам чай, кофе, пиво, бутерброды. Однажды Альберт меня пригласил сесть за руль его открытой машины, проехать вокруг, чтобы увидеть все озеро. Эта наша остановка в Италии была подобна сказке.

- Конфликтные ситуации бывают в дороге?

- Очень редко. В настоящее время на конфликт нарваться можно только под Берлином. Молодые неофашисты провоцируют на драку. Я не против их ударить - руки чешутся, но нельзя. Виноватым останусь я, и штраф придется платить.

- Есть рейсы, которые вы запомнили на всю жизнь?

- Есть. Я за тот рейс своему шефу говорю: "Ты мне должен". А он говорит наоборот - ты мне. В 1999-м я ходил в Югославию. Из Бийска в городок Лучане возил целлюлозу. Последний рейс был особенным: еду по Белграду, навстречу - танки. В Лучане разгрузился и ждал как всегда факс на загрузку. В Югославии нам, русским, выгодно стоять - нас там любят. Это, можно сказать, наш народ. Иначе как "братушка" нас там не называли. Всегда в свою столовую позовут. Не знаю, как в целом по Югославии, а на этом заводе рацион был режимный: похлебка, котлетка, тушеная капуста и всегда - не больше и не меньше - полбулки хлеба. Всегда давали одно и то же. Сербы говорили: "Ты нам, братушка, С-300 вези". Вечером в день разгрузки сходил на футбол, утро раннее - еще сплю, стучится в кабину девушка Славица: "Валера, шефа твой звонит". Шеф по телефону мне: "Уезжай. Смотрю по телевизору Югославию - не нравится мне". Собрался по-быстрому, уехал. А на другой день американцы сровняли этот завод с землей - оказался военным. Мне до сих пор интересно - совпадение ли это: американцы бросили бомбы на завод после того, как там не осталось русских машин, а стояло нас там четверо.

Еще запомнился один рейс во Францию. Под Парижем я видел, как падает горящий "Конкорд" - пассажирский самолет. Картина жуткая. Мы стояли километрах в двух от места падения самолета, так что даже почувствовали тепловую волну от взрыва. Газеты мы увидели уже в Германии. Оказалось, погибли 117 человек.

- По каким маршрутам любите ходить?

- Мне нравится в Чехии. Шел по горному перевалу, удивительно - снег рядом и тепло. И красиво очень. В Германии Альпы красивые, но недоступные. А туг - все рядом, близко, до всего можно дойти и руками потрогать. Кругом лыжные базы, соревнования по биатлону проходят.

Может быть, и есть профессии лучше...

- Водителю-дальнобойщику какими качествами характера нужно обладать ?

- Не нужно быть нервным, в любых ситуациях спокойствие прежде всего.

- Знакомства с коллегами из других стран случаются?

- Конечно. Почти все они, хоть немного, но русскийязык знают, потому что ездят и в Россию. Знакомство может происходить так: "Русланд, брата, шнапс, пойдем". Когда выпили, общение вдет без запинки. Пьют за границей умеренно и весело. О чем говорим? О дорогах в том числе. К нам иностранные водители ездить не любят, говорят: дороги плохие. На наших обочинах плакаты установлены: "Дорожной отрасли 275 лет". Почему за 275 лет у нас дороги не научились строить? В Италии езжу я по воздушным дорогам, впечатление - как по крышам домов. А у нас - по ухабам.

Не так давно я познакомился с норвежским дедушкой Ноем. Ему под семьдесят, а он все еще ездит на грузовике. У него "ЛКВ" - собственный. Раньше работал на хозяина, а потом свой купил. Мне Ной говорил все время: "Валерий, Сибириен, медведь". И все всегда приглашают в гости, оставляют адреса. Нам, водителям, делить нечего. Мы уважаем друг друга. У всех у нас одна задача - перевозка грузов. Каждый из нас любит свою профессию.Об этом могу судить по себе. Моя коронка

- это руль, это моя профессия, моя жизнь, мои деньги, мое - все. Может быть, что-то лучше есть, а это мое.

- Какую музыку слушаете на иностранных дорогах?

- Только заезжаем за границу, ставлю "Золотое кольцо" - и всю дорогу их слушаю. А заходим из Польши в Белоруссию - уже считаем, что в России. И хоть и порядка в чужой стороне больше, но дома психологически расслабляешься. Ехать легче - родная сторона.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости