ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К РАЗВИТОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЕ

Продолжается дискуссия по поводу проекта "Правил транспортно-экспедиционной деятельности", которые планируется утвердить в Правительстве РФ предположительно в первом квартале 2004 года. Правила разработаны на базе федерального закона, комментарий к которому дан в "ТР", N 3. Документ прокомментировал заместитель руководителя департамента координации транспортных систем и логистики Минтранса РФ Валерий ШАЙКИН.

- Такой документ разрабатывается впервые и к тому же в исключительно сжатые сроки. Отсутствие отечественных аналогов и необходимость "нащупать" концепцию Правил стали причинами того, что их первая редакция оказалась, мягко говоря, достаточно сырой. Это с самого начала было абсолютно ясным для группы экспертов, привлеченных Минтрансом России к работе над документом, однако иного пути, кроме того, чтобы как можно быстрее привлечь внимание заинтересованных организаций и специалистов пусть и к несовершенному проекту Правил - не было.

- Именно первая редакция вызвала острую критику со стороны некоммерческого партнерства "Гильдия экспедиторов, заявившего, что документ полностью игнорирует особенности экспедирования грузов на железнодорожном транспорте. Что можно сказать по этому поводу?

- В целом поступившие многочисленные критические замечания и предложения от ряда ассоциаций и союзов транспортного комплекса, экспедиторов, страховщиков, других заинтересованных организаций позволили существенно улучшить первоначальную концепцию и структуру документа. В процессе обсуждения первой редакции удалось сбалансировать состав группы экспертов путем включения в нее представителей различных сегментов экспедиторского бизнеса: в области внешнеторговых перевозок, доставок грузов по территории России и обслуживания физических лиц. Все ассоциации экспедиторов имеют возможность участвовать в работе, и единственным ограничением является их собственная заинтересованность в общем деле, не отягощаемая желанием лишний раз "засветиться" на ниве зашиты интересов своих членов.

К настоящему времени подготовлена вторая редакция Правил, которая направлена на рассмотрение и согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах, ассоциациях и союзах транспортного комплекса. Последняя версия проекта документа размещена в Интернете на сайте Министерства транспорта.

- Какими принципами руководствовались разработчики Правил?

- Во-первых, принятие любого правового акта возможно только путем достижения компромисса всеми заинтересованными сторонами: в данном случае это грузовладельцы, экспедиторы и перевозчики. Внутри треугольника их интересов, как представляется, находится поле допустимых решений в отношении норм и положений разрабатываемого документа. Министерство транспорта стремится занимать равноудаленную позицию от всех трех участников законопроектного процесса, что в свое время в немалой степени способствовало принятию Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В нашем случае различие позиций заключается в следующем. Ассоциация экспедиторов Российской Федерации, объединяющая в основном предприятия, работающие на международном рынке экспедиционных услуг, объективно заинтересована в принятии форм экспедиторских документов, максимально приближенных к соответствующим документам ФИАТА. Напротив, экспедиторы, работающие главным образом на внутрироссийском рынке, опасаются усложнения документооборота. В свою очередь перевозчики и некоторые экспедиторские компании, работающие преимущественно на одном виде транспорта, хотели бы как можно более полно отразить в своих интересах специфику транспортно-экспедиционной деятельности на том или ином виде транспорта.

Такое разнообразие позиций можно было бы сформулировать следующим образом: необходимо ввести обязательное применение документов ФИАТА; не вводить никаких форм экспедиторских документов; разработать правила транспортно-экспедиционной деятельности для видов транспорта.

Очевидно, что ни одно из таких предложений не приемлемо, поэтому, во-первых, в Правилах предусмотрены компенсационные механизмы, позволяющие в определенной мере сочетать противоречащие друг другу требования.

Во-вторых, необходимо учитывать, что Правила являются подзаконным правовым актом и их положения не могут противоречить Гражданскому кодексу и соответствующему федеральному закону. Поэтому желание "подправить" законодательство можно реализовать только путем подготовки и внесения в установленном порядке поправок в существующие законы.

В-третьих, ряд критических замечаний основан на предположениях о неких нежелательных коллизиях, которые могут возникнуть в работе экспедиторов. Однако такие спекулятивные рассуждения (в смысле моделирования возможных ситуаций) без достаточно длительной правоприменительной практики не являются бесспорными доказательствами правоты их авторов.

- Какие меры предусмотрены в целях учета критики в адрес данного документа?

- В Правилах указано, что отношения экспедитора с перевозчиками на видах транспорта регулируются Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также договором перевозки. И если на каком-то виде транспорта отношения с экспедитором прописаны недостаточно четко, то это уже вопрос соответствующего перевозчика.

Транспортно-экспедиционная деятельность определяется как деятельность по организации доставки грузов любыми видами транспорта. Представлен открытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, не ограничивающий экспедитора в оказании каких-либо услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции.

Соответствующая формулировка Правил указывает лишь, какие документы могут относиться к экспедиторским. Тем самым их использование определяется взаимоотношениями экспедитора и клиента, что, с одной стороны, не препятствует применению экспедиторских документов, разработанных ФИАТА, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, а с другой стороны, не должно существенно усложнить существующий документооборот при доставке груза по территории России. В то же время отказ от использования экспедиторских документов не способствовал бы цивилизованным формам осуществления данного вида деятельности. В приложениях к Правилам представлены формы экспедиторских документов, а также примерный договор транспортной экспедиции.

Страницу подготовила Ирина ПОЛЯКОВА, экономический обозреватель "ТР", кандидат экономических наук.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости