мая нынешнего года Латвия вступит в ЕС с новым Таможенным законом. Вчера этот нормативный акт утвердило правительство ЛР. Принципиальных отличий от существующей редакции документ не содержит - он оговаривает немногие вопросы, оставленные Евросоюзом в национальной компетенции. Тем не менее некоторые нововведения все же ожидаются.
Как известно, таможенная сфера - одна из тех областей, которая после расширения альянса почти полностью подпадет под нормативное регулирование правил Евросоюза прямого действия. Тем не менее некоторые положения остаются в ведении стран - участниц ЕС. Таким образом, 1 мая текущего года на смену действующему Таможенному закону образца 1997 года приходит новый документ, закрепляющий юридическую основу деятельности стражей экономической безопасности страны и всего сообщества.
Так, редакция закона, одобренная вчера правительством, состоит из семи разделов: общие положения; зоны таможенного контроля; осуществление личного досмотра; отказ от товаров в пользу государства; сертификаты товаров непреференциального происхождения; таможенные брокеры; магазины безналоговой торговли. В каждом из них вкратце определены основные принципы, обеспечивающие легитимность функционирования таможенной сферы в Латвии.
В качестве одного из немногих, но самых ярких новшеств можно отметить статью 9 законопроекта: уполномоченные директором Главного таможенного управления СГД должностные лица на основе оперативной информации вправе останавливать и досматривать транспортное средство в любом месте на территории Латвии, а не только на КПП.
На ряде нововведений настаивали представители Латвийской ассоциации логистики и таможенных брокеров. Отчасти они приняты во внимание. К примеру, согласно положению законопроекта гарантии теперь необходимы только для уплаты таможенной задолженности. Поручительства по акцизным и другим налогам в данном контексте не упоминаются и стоят особняком.
Проекту нового закона еще предстоит утверждение в Сейме.