Мы, честные люди, обманываемся внешним обликом. Гораций Квинт Флаак.
Вы наверное часто задавали себе вопросы: "Почему мы такие легковерные? Почему нас часто обманывают в магазине, на рынке? Почему мы купили товар плохого качества?" Последнее ток-шоу "Народ хочет знать" было посвящено вопросу "Почему так легко обмануть российского покупателя?". Сразу отмечу, что вопрос был сужен до обсуждения, почему мы покупаем поддельную или назовем ее модным словом - контрафактную продукцию.
Сколько подделок сегодня на рынке и в магазинах? Выгодно ли государству и особенно обществу бороться с подделками и некачественными товарами? Вот это и пытались выяснить с помощью гостей: Олега Александровича Дворянкина, старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела по защите объектов интеллектуальной собственности Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, и Дмитрия Дмитриевича Янина, председателя правления Конфедерации обществ потребителей. Выбор гостей для диспута, как обычно, весьма интригует. Должность гостей, я бы сказала, призывает их выступить единым фронтом.
Наибольшую опасность для нас, потребителей, представляет производство фальшивых спиртных напитков, сигарет, лекарств, продуктов питания, то есть всего того, что непосредственно относится и угрожает здоровью. Этот аспект - наиболее важный, как я считаю, для государства, в передаче практически не затрагивался. Как обычно, озабоченность в основном вызывала не потеря гражданами здоровья, а упущенная выгода фирм, в основном иностранных, и потери государства. Хотя о потерях государства было сказано вскользь. По оценкам экспертов, ежегодные убытки в России составляют около 3 млрд. долларов, на Украине - 1,5 млрд. долларов.
Что удивляет в нашем государстве. Все знают о положении дел с контрафактом, но мало что меняется. На отдельных предприятиях - производителях парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе - до 50% выпускаемой продукции признаются фальсифицированными. В каждом третьем случае россиянам вместо масла предлагают маргарин, вместо мяса - соевый продукт. Сою мы закупаем в основном в Америке, и это генетически модифицированный продукт. В 2002 году от поддельного алкоголя погибли более 36 тыс. россиян. А все остается, как есть. Непонятно, для чего тогда существует целый ряд организаций, призванных контролировать качество продукции. На любом самом захудалом рынке осуществляется контроль СЭС и т.п. У нас невообразимое количество инспекций не наделенных надлежащими полномочиями. В нормальных государствах существуют специально созданные государственные инстанции, которые жестко контролируют и производство, и качество поступающей на рынок продукции. В нашей России забота государства о людях сводится к постоянным рекламным предупреждениям ни в коем случае не покупать некачественную продукцию, словно покупатель в состоянии самостоятельно определить качество упакованного товара. Сегодня правительство и президент снимают с себя ответственность и за это.
Должна заметить, что в нашей стране изготовление и потребление так называемой поддельной продукции имеет свою специфику в отличие от других стран. Отправляясь на рынок за кроссовками, мне и на секунду не придет в голову мысль, что я покупаю фирменные кроссовки Reebok за 300 рублей. И надо сказать, мне все равно, что на них написано. В основном я бросаю все свои интеллектуальные силы на то, чтобы рассмотреть товар, и обговариваю с продавцом возможность обменять, если меня товар не устроит. Можно ли назвать подобное контрафактной продукцией, в своем, так сказать, первозданном виде? Нет. Чистосердечно скажу - я не профессиональный спортсмен. Мне нужна просто обувь, в которой удобно долго ходить. Мне не нужна интеллектуальная собственность фирмы Reebok в виде использования новейших технологий. Я покупаю ботинки, внешне похожие на кроссовки. Кстати, с удовольствием я могу купить и китайские кроссовки, если они мне подойдут. 99% покупателей на рынке на ярлыки и не смотрят. А если и смотрят, то просто желают купить фабричную вещь, потому что это какая-то гарантия качества. Если 20 лет назад мы жаловались на недостаток товаров, то теперь, отправляясь на рынок, заваленный товарами, мы покупаем товары, не удовлетворяющие нас по качеству.
По телевизору нам непрерывно рассказывают о борьбе с контрафактом. Но в какой области? В основном компьютерные программы, аудио- и видео продукции. Но если без указанного выше большая часть граждан успешно проживет, то без продуктов и одежды - нет. Представьте себе, что вдруг не стало всего некачественного товара и поддельного. Что-то думается, что товаров на рынке процентов на 70% уменьшится. А значит, грянет снова товарный дефицит. А на это рыночная экономика отреагирует повышением цен, спрос упадет. И не беда для нашего правительства, если кто-то будет голодать и ходить в демисезонном пальто зимой. Вопрос стоит, насколько эффективно представители бизнеса смогут обеспечить народ товарами народного потребления.
И мы снова получим эффект - железнодорожники говорят, опросы показывают: пассажиры готовы заплатить дороже за сервис. Но обычно не говорят, насколько дороже и за какой. Результат - у нас люди стали меньше пользоваться железнодорожным транспортом. Постепенно исчезают простые пассажирские поезда, но продолжают ходить полупустые, укороченные - фирменные. Места в плацкартные и общие вагоны разобраны, а повышенной комфортности - полупустые, и на них практически всегда есть билеты. Свобода. Хочешь - едешь, не хочешь - не едешь, т.е. свобода кошелька.
Должна отметить, что нам промывают мозги. Рассказывают с придыханием, как здорово носить фирменную продукцию самых престижных марок. Читая детективы весьма популярной писательницы Дарьи Донцовой, я просто поражаюсь презрению к простым людям, которые носят китайские товары. Вынуждена разочаровать госпожу Донцову: китайское сейчас носят даже в просвещенной Америке и во всем мире. Нам бы равняться на Китай. В считанные годы они организовали массовое производство игрушек, одежды, компьютеров и т.п. Поражает разнообразие товаров. Все это китайцы делают для всего мира. В результате китайцы стали жить лучше, человека в космос отправили. Они умеют почти все, а главное - производят дешевле всех в мире. Если китайцам выгодно производить товар, то в других странах остается выгодным только торговать им. Причем всего выгоднее - контрабандным.
И что же происходит в нашей стране? Из того же Китая нам хлынули товары, изготовленные на коленке. Нам отправляют то, на что другие даже не смотрят. Китайский товар дешев, да только чтобы его купить, надо ведь что-то продавать, а продавать, ничего не производя, нелегко. Многие отечественные производства не работают. Наше производство стоит. Зато мы кормим население Китая, Турции, Польши и других. Многие заводы пищевой промышленности скуплены иностранными фирмами. Здесь обновляется оборудование, внедряются новые технологии, но какие? Мы все больше потребляем химии, пищевых добавок.
Потребляя даже иностранную фирменную косметику, моющие средства, не факт, что мы потребляем качественную продукцию. Мы в очереди на качество - третьи. Поясню: на Западе тоже есть свои ГОСТы. Нам поставляют продукцию уровня слаборазвитых стран.
Весьма метко отмечено было в передаче, что себестоимость одной пары джинсов 200 руб., продаются на рынке - по 300 рублей. Фирменные джинсы стоят 3000 руб. Хочу задать людям вопрос, готовы ли вы заплатить 2700 руб. за товарный знак, не дороговато ли стоит реклама и создание брэнда? До сих пор вспоминаю лица друзей, которые несколько лет назад приехали из Кировской области на экскурсию. Они посетили достопримечательность Москвы - торговый комплекс на Манежной площади. Зашли они в салон, если не ошибаюсь "Три льва", долго смотрели квадратными глазами на обычную шапку из норки за 5000 рублей, пересчитывали нули. Потом сказали: моя шапка за 500 рублей не хуже. Их удивление легко понять. Климат у них не очень мягкий - без шапки меховой холодновато. Но как ходить им без шапки, если цены вырастут и станут общемировыми. Бьюсь об заклад, вы слышали про торговую марку "Три льва", а вот о Кировском заводе меховых изделий "Белка" давно не слышали.
Почему-то ведущих взволновал вопрос о бутиках, в которых тоже продают подделки. Это говорит, что качество иных подделок не отличается от фирменной продукции. То есть, покупая в магазине товар, вы не застрахованы от приобретения подделок. Не знаю, что в этом удивительного. Сверхдоходы заставят любого предпринимателя забыть о чести, законе, здоровье других людей.
Более 60% фальшивок к нам поступает из-за рубежа. Какие у нас от этого убытки. В основном от недоплаченных таможенных платежей, но контроль за сборами это уже эффективность государственного управления. О чем не было сказано в передаче. Дело не только в отсутствии платежей. Страшнее другое. Возможно, государству следовало поднатужиться и оборудовать нормально границы со странами бывшего СНГ? Сотни тысяч долларов благополучно минуют наши таможенные пункты. Именно по этим каналам поступают подделки и товары, которые продаются по демпинговым ценам у нас, в России.
Вот простой пример: производительность технологической линии по пошиву женских сапог - примерно 1000 пар в смену. В две смены у нас никто не работает, поэтому проезд фуры с беспошлинными 5000 пар китайских сапог убивает сбыт одного российского обувного цеха. На неделю. Если прорывается фура в неделю несколько раз подряд - значит, цех погиб. Три фуры в неделю - погибла фабрика. Именно так и происходит.
Думаю, на ряд изготовителей контрафактного товара у нас в России можно закрыть глаза. Многие подделки изготавливаются на вполне легальных предприятиях с соответствующим качеством. Создают рабочие места, платятся налоги. Потребители получают дешевые товары. Социальная напряженность не растет. Все довольны, кроме иностранных фирм, чью продукцию обычно и подделывают.
Кроме низкой стоимости, радует при покупке поддельного товара сервис. Если на "Горбушке" покупаешь диск, то тебе его без проблем меняют, если что-то не понравилось. Помню, я свою попытку приобрести лицензионный диск с учебной программой в магазине на Тверской.
- Можно ли посмотреть программу?
- Нет, кто ж распечатанный диск возьмет?
- Как вводятся формулы?
- Не знаю.
- Можно ли мне обменять, если меня не устроит?
- Нет. Если только с браком.
Заметьте, мне предлагали купить кота в мешке за немаленькие деньги. За что? В результате такого сервиса на "Горбушке" я приобрела эту программу и несколько аналогичных на одном диске! По цене в два раза ниже.
Спрос рождает предложение, а потому от поддельной продукции малоимущий российский потребитель вряд ли куда-нибудь денется. Большую часть контрафакта мы, как выяснилось, покупаем неосознанно, слепо повинуясь рекламе и престижу известных марок. Да, есть закон о рекламе. Но контроль в этой сфере слабый, и мониторингом рекламы на федеральном уровне занимаются 5 или 7 человек... Этим занимается Федеральная антимонопольная служба. Хотя большое количество рекламируемого товара нельзя назвать юридически низкого качества. Просто никто не рекламирует товары данной группы более высокого качества. Действуют законы рынка. Кто платит, тот и рекламирует.
И какой же вывод сделали участники передачи? Им был задан вопрос: "Готовы ли вы покупать дешевые товары или предпочитаете покупать дорогие известные марки?" Это все равно что спросить: "Готовы ли вы есть черную икру или сухари?" Конечно, многие поддались на эту провокацию. В результате 16 семей из 9 сказали, что готовы заплатить дороже, но иметь качественную продукцию, и 7 сказали, что готовы покупать поддельное. Вот такие результаты. Любимый миф в действии - "Лучше дорогое купить один раз", "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи".
Какие же выводы могли сделать те, кто смотрел внимательно? Низкая себестоимость поддельных товаров позволяет их производителям и поставщикам получать колоссальную прибыль. Государство должно принять меры, чтобы граждане имели материальную возможность покупать качественную оригинальную продукцию. Задача государства состоит в том, чтобы разработать и реализовать на отечественной базе программу промышленного развития. Сегодняшнее правительство борется с контрафактной продукцией только там, где на него активно давят компании из зарубежных стран. Думаю, государство вполне сознательно закрывает глаза на подделки. Иначе многие граждане ее страны просто не смогут прокормиться.
Решить проблему контрафакта только лишь силами правоохранительных органов нельзя. Должны быть созданы такие условия, чтобы нарушители не распространяли контрафактную продукцию. Причины такого распространения некачественной продукции экономические и социальные.
Должен быть жесткий эффективный инспекционный контроль, в результате которого бы опасная продукция снималась с продажи. Пограничная политика должна быть комплексной для всей границы, всей страны, для всего нашего экономического пространства. Таможенная политика должна быть скорректирована в направлении защиты отечественного производства. Государство должно ввести ограничения на импорт сельхозпродукции. Нужен предельно осторожный подход к отношениям России с ВТО. В отношениях с внешним миром необходима политика государственного протекционизма в сочетании с эффективным привлечением иностранных инвестиций. Лучшим примером здесь является положительный опыт Китая, Вьетнама и других интенсивно развивающихся стран, где разумное государственное регулирование позволило обеспечить экономический рост и приток иностранных инвестиций.
***
Сколько подделок сегодня на рынке и в магазинах? Это пытались выяснить специалисты с участием телезрителей