НЕДАЛЬНОВИДНОСТЬ И НЕЖЕЛАНИЕ СЧИТАТЬСЯ С РЕАЛИЯМИ
Азербайджан поступательно развивается, в то время как Армения рискует оказаться в транспортном тупике и региональной изоляции
Ф.АЛИЗАДЕ
Из года в год Азербайджан все более прибавляет политического веса в регионе.
Но пока конструктивные и компромиссные предложения азербайджанской стороны, касающиеся карабахского конфликта, в частности, о разблокировании коммуникаций в обмен на освобождение оккупированных армянскими агрессорами районов, не нашли понимания в Ереване. Только на первый взгляд выглядит парадоксальным тот факт, что захват азербайджанских территорий обернулся большими бедами для Армении. На самом деле этому есть обоснования.
Сегодня Азербайджан, умело используя свое геостратегическое положение, успешно развивает международные транспортные коридоры "Европа - Кавказ - Азия" и коридор "Север - Юг". Напомним, что уже принято решение о строительстве железной дороги, которая соединит Иран, Азербайджан и Россию, то есть в перспективе транзит грузов по Азербайджану должен еще более возрасти. В настоящее же время грузо-пассажирские перевозки из России в Иран осуществляются не по наиболее кратчайшему пути - через Азербайджан, а через третьи страны.
Это происходит по причине отсутствия железнодорожного сообщения, прерванного вследствие агрессии Армении против Азербайджана (захват и разрушение Мегринского участка дороги, проходящей через территорию Армении). Наладить эксплуатацию этого железнодорожного звена можно, лишь начав строительство нового полотна через Астару (Азербайджан) в Иран. Что же касается оккупации Арменией азербайджанских территорий, то эта страна-агрессор в ближайшие годы будет терять сотни миллионов долларов.
Но еще больший урон Армении нанесет строительство железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси. Откровенно говоря, у данного проекта довольно много противников, так как некоторые считают, что турецкой стороне много легче открыть турецко-армянскую границу и использовать имеющуюся линию Карс-Гюмри, чем начинать возведение сложного турецко-грузинского участка железнодорожного полотна (порой придется рыть тоннели до 3 км) и изыскивать средства в миллионы долларов.
Однако идея создания "Великой Армении" так затуманила глаза нынешних руководителей этой страны, что они просто не замечают, как скатываются в пропасть и региональную изоляцию. Вместо реального освобождения азербайджанских территорий армяне вновь поставили заезженную пластинку об ущемлении прав многострадального армянского народа. Руководство Армении не нашло ничего лучше, как попытаться оказать давление на соседние страны с помощью США. Речь идет не только об Азербайджане, но и о Грузии.
Так, строительство железной дороги, связывающей Азербайджан, Грузию и Турцию по маршруту Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс, не приведет к изоляции Армении, считают в парламенте Грузии, сообщает "Тренд" со ссылкой на РИА "Новости". "Этим проектом Грузия нисколько не стремится к изоляции Армении. Наоборот, мы считаем, что эта дорога принесет экономическую прибыль и Армении", - сказал журналистам председатель парламентского комитета по вопросам евроатлантической интеграции Давид Бакрадзе. По его мнению, "из-за сложных отношений между Арменией и Турцией железная дорога не действует, и если Армения свяжется с Турцией и Европой через территорию Грузии, то на данном этапе это будет успешным шагом для самой Армении".
По данным источников в грузинском парламенте, вопрос о строительстве железнодорожной магистрали между Азербайджаном, Грузией и Турцией приобрел актуальность после того, как семь членов конгресса США направили на имя госсекретаря Кондолизы Райс письмо, где просят главу внешнеполитического ведомства не поддерживать данный проект.В свою очередь, министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили в беседе с журналистами заявила, что не в курсе содержания письма конгрессменов. "Мы работаем над этим проектом дороги и не исключаем другие. Мы знаем, что проект не пользуется одобрением Армении, готовы рассмотреть также и другие маршруты, но никому не дадим права блокировать то или иное решение, тем более через США", - сказала Зурабишвили.
Согласно же неофициальной информации из парламента Грузии, в письме на имя Райс утверждается, что проект Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс является частью антиармянской грузино-азербайджанской политики и ставит задачу изоляции Армении. Конгрессмены США просят госсекретаря рассмотреть возможность изменения маршрута трассы с тем, чтобы провести ее через армянский город Гюмри.
Между тем рабочие группы специалистов железнодорожных сетей Грузии, Азербайджана и Турции продолжают вести работы по технико-экономическому обоснованию проекта Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс. Его детали представители трех государств обсудят в сентябре на очередной встрече в Анкаре. В рамках проекта транспортного коридора предусматриваются строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки протяженностью в 98 километров и реабилитация уже существующей дороги Ахалкалаки - Тбилиси. Общая стоимость проекта составляет около 400 миллионов долларов. Его реализация будет совместно финансироваться Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Видя свое бессилие, Армения устами министра иностранных дел Вардана Осканяна заявила, что "Грузия и Азербайджан не имеют морального права вкладывать средства в строительство железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси", передает "Тренд" со ссылкой на "Медиамакс". Подобную позицию официального Еревана министр аргументировал тем, что "существует железная дорога Карс - Гюмри, и мы считаем бесмыссленным вкладывать ограниченные международные и внутренние финансовые ресурсы в строительство новой магистрали".
В.Осканян напомнил, что железная дорога Карс - Гюмри "не работает исключительно из-за неправильной политики Турции". "Хотел бы напомнить, что Армения заявляла о своей готовности не пользоваться на первоначальном этапе железной дорогой Карс - Гюмри и задействовать ее сугубо для транзитных перевозок между Турцией, Грузией и Азербайджаном", - заявил он. Министр иностранных дел отметил, что Армения будет бороться против строительства железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси, обосновывая свою позицию международным донорам, в частности, Европейскому союзу и США. В то же время, заявил В.Осканян, "мы уже говорили, что нас невозможно запугать этим и другими региональными проектами". "Даже если железная дорогая Карс - Ахалкалаки - Тбилиси будет построена, Армения не исчезнет с карты. Наоборот, мы продолжим наше поступательное развитие", - оптимистично заявил глава МИД Армении.
Как видно, у руководства Армении виноваты все страны региона - Турция, Азербайджан и Грузия. Но, не признавая нормы международного права, грубо нарушив территориальную целостность Азербайджана, Ереван сам почему-то не стремится вывести свой войска с захваченных земель. Кроме того, министр иностранных дел своими словами о возможном использовании Гюмри - Карс для азербайджанских грузов показывает истинное лицемерие. А насчет влиятельного брата в лице США, то Армения здесь явно переборщила. Турция, Грузия и Азербайджан в своих внешнеполитических курсах исходят не только из собственных национальных интересов, но и заокеанского партнера. Конечно, Армения, оказавшись вне транспортных коридоров, не исчезнет с карты, но взрыв внутриполитической ситуации ей по причине региональной изоляции будет обеспечен.
НЕДАЛЬНОВИДНОСТЬ И НЕЖЕЛАНИЕ СЧИТАТЬСЯ С РЕАЛИЯМИ
РАБОТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПГУ В СУМГАЙЫТЕ ЗАВЕРШАТСЯ К НОЯБРЮ 2007 ГОДА
До конца текущего года по проекту строительства парогазовой установки (ПГУ) в Сумгайыте будут выполнены работы по проектированию, заказу оборудования, а также строительство фундамента здания.
Как сообщил "Тренд" представитель компании в Азербайджане Самир Ахундов, проектирование уже начато, завершена процедура заказа основного и осуществляется процедура заказа второстепенного оборудования. "В общем все работы по проекту завершатся к ноябрю 2007 года", - подчеркнул С.Ахундов.
Напомним, что 23 мая состоялось подписание контракта по проекту строительства парогазовой установки (ПГУ) в Сумгайыте между АО"Азерэнержи" и компанией Siemens. 12 августа при участии президента страны был заложен ее фундамент.
_______________________________________________________________
МОЛДОВА ПОСТАВИТ ЗЕРНО В АЗЕРБАЙДЖАН
Молдова поставит зерно нового урожая в Азербайджан. Договоренность об этом достигнута в ходе состоявшегося вчера телефонного разговора между премьерами двух стран Василе Тарлевым и Артуром Расизаде (ИТАР-ТАСС).
Как сообщила пресс-служба Кабинета министров Молдовы, объемы поставок и цены рассмотрит в ближайшее время молдавско-азербайджанская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Как ожидается, в Азербайджан будут отправлены молдавская фуражная пшеница, а также семенной материал подсолнечника и кукурузы.
Согласно сообщению, в ходе состоявшейся беседы стороны обменялись мнениями о состоянии двустороннего сотрудничества, выразив удовлетворение ростом товарообмена, объем которого в 2004 году составил 1, 3 млн. долл. и вырос на 24, 1 процента по сравнению с прошлым годом.
В этом году в Молдове собран рекордный урожай зерна в 1, 4 млн. тонн, что на 168, 5 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. Из общего урожая 908 тыс. тонн - это пшеница, площади под ее посевы составляют 500 тыс га. Правительство Молдовы намерено сократить в будущем году посевы пшеницы, так как для обеспечения продовольственной безопасности республики достаточно иметь 250 тыс. га посевов.
_______________________________________________________________
АМОК ОТГРУЗИТ В СЕНТЯБРЕ ОКОЛО 300 ТЫС. ТОНН НЕФТИ ИЗ НОВОРОССИЙСКА
В сентябре Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) планирует отгрузить из порта Новороссийск 296 тыс. тонн нефти тремя танкерными партиями. Как сообщили "Тренд" источники, близкие к Новороссийску, 12-13 сентября АМОК отгрузит с причала N1 138 тыс. тонн нефти, еще две партии по 79 тыс. тонн будут отгружены компанией с причала N2 18-19 и 24-25 сентября.
Помимо этого, Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) предполагает 29-30 сентября с причала N2 Новороссийска отгрузить 79 тыс. тонн нефти. Закрытие тендера на отгрузку этой партии ожидается 7 сентября. В общей сложности Азербайджан в сентябре отгрузит из порта Новороссийск 375 тыс. тонн нефти. Сырье доставляется по трубопроводу Баку-Новороссийск.
_______________________________________________________________
ДОЛГ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГАЗА В БАКУ ДОСТИГ $141, 3 МЛН.
Долг потребителей в Баку за использованный газ достиг 650 млрд. манатов ($141, 3 млн.). Как сообщил "Тренд" заместитель начальника ПО "Бакгаз" Нусрат Гасымов, из указанного объема 298 млрд. манатов приходится на долю не имеющего льгот населения. "В июле ПО собрало лишь 30% от стоимости поставленного газа. Ведомством осуществляется ряд мероприятий для увеличения сбора, однако они не дают значительных результатов", - отметил он.
Указанный объем долгов образовался в течение предыдущих лет и 7 месяцев нынешнего года. В зимний период объем долга увеличится еще больше, поскольку, несмотря на повышение спроса на газ, абоненты выплачивают меньше.
Долг потребителей перед ПО "Бакгаз" за прошлый год превышает 371 млрд. манатов, из которых задолженность только населения равна 134 млрд. манатов. В 2003 году уровень сбора средств с населения за использованный газ составил 50%.
_______________________________________________________________
"БАКГАЗ" УПРОСТИЛ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ЗА ТОПЛИВО
ПО "Бакгаз" упростило для населения систему оплаты за потребленное топливо. Как сообщил "Тренд" заместитель начальника ПО Нусрат Гасымов, ведомство разрешило своим сотрудникам собирать с абонентов оплату за газ. "Но абоненты не обязаны выплачивать деньги исключительно нашим сотрудникам, они могут это также сделать в отделениях "Азерпочт" и в филиалах "Капиталбанка" и Международного банка Азербайджана. Эта мера введена как сервис для абонентов-инвалидов или пожилых людей", - отметил он.
H.Гасымов также сообщил, что сбор средств осуществляется под серьезным контролем руководства. "Сотрудники представляют абонентам копию квитанции, где отражается точный объем выплаты", - сказал заместитель начальника ПО.
_______________________________________________________________
ПОСТАВКИ ГАЗА В ИРАН СТАНУТ ВОЗМОЖНЫ ПОСЛЕ 15 СЕНТЯБРЯ
Азербайджан намерен после 15 сентября начать поставки газа в Иран в рамках проекта восстановления газоснабжения Нахчыванской АР (НАР), сообщили "Тренд" в ЗАО "Азеригаз". Они будут осуществляться в соответствии с контрактом между двумя странами.
Работы для поставок азербайджанского газа в Иран завершены на 90%. В частности, заканчивается строительство газокомпрессорной станции (ГКС) возле города Астара на азербайджано-иранской границе. На ГКС установлено все необходимое оборудование. Строительство ГКС ведет Сумское машиностроительное НПО (Украина). Стоимость контракта составляет порядка 80 млрд. манатов (около $17 млн.).
Поставки газа из Ирана в Азербайджан начнутся с октября 2005 года. На первом этапе объем импорта составит 52 млн. куб. м, в 2006 году - 250 млн. куб. м, а с 2007 года этот объем будет увеличен до 350 млн. куб. м.
_______________________________________________________________
В СЕНТЯБРЕ ОТКРОЕТСЯ ПРОЕКТ МФК "РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЕРВИЧНОЙ ИПОТЕКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ"
В сентябре текущего года пройдет официальная презентация проекта Международной финансовой корпорации "Развитие рынка первичной ипотеки в Центральной Азии" для Азербайджана. Как сообщил "Тренд" юрист бакинского офиса проекта Эльдар Меджидов, проект будет реализовываться в пяти странах - Азербайджане и 4 государствах Центральной Азии (Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане).
С целью презентации проекта в Баку 6 сентября прибудут глава аналогичных проектов для стран СНГ Елена Клепикова (Московский офис МФК), заместитель менеджера проекта Улубек Теляев (Ташкентский офис МФК) и координатор проекта Эдуард Якубов (Московский офис МФК). Они пробудут с визитом в Азербайджане до 8 сентября.
Как сообщила "Тренд" представитель бакинского офиса МФК Алия Нуриева, реализация проекта предусматривает анализ рынка, на основе которого будут сформулированы выводы и рекомендации по усовершенствованию законодательства и финансовой сферы.
В свою очередь, Э.Меджидов отметил, что на первой стадии реализации проекта юридический и финансовый эксперты составят диагностический анализ финансовых и юридических аспектов ипотеки в Азербайджане. Первая фаза проекта завершится в октябре текущего года. Отчет будет предназначен для внутреннего пользования МФК.
Затем, от успешности каждой предыдущей фазы будет зависеть исполнение последующих. В частности, вторая фаза подразумевает привлечение доноров, например, для проведения соответствующих тренингов и т.п. Логическим завершением проекта должна стать инвестиционная часть, однако ее реализация также будет зависеть от успешности предыдущих фаз.
Проект для Азербайджана будет курироваться из Узбекистана, поэтому у азербайджанского проекта не будет собственного проектного менеджера.
_______________________________________________________________
СТРОИТЕЛЬСТВО В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ЗЕРНОВОГО ТЕРМИНАЛА ПОТРЕБУЕТ НЕ МЕНЕЕ $10 МЛН. ИНВЕСТИЦИЙ
Реализация совместного с Казахстаном проекта строительства в Азербайджане терминала для приема и перевалки зерна потребует инвестиций в размере не ниже $10 млн., сообщил журналистам посол РК в Азербайджане Андарь Шукпутов.
По его словам, технико-экономическое обоснование данного проекта уже подготовлено. Вопрос о совместной реализации проекта в настоящее время прорабатывается между правительством Азербайджана и АО "Продовольственная контрактная корпорация", выбранная оператором данного вопроса с казахстанской стороны.
Предполагается строительство терминала мощностью 300 тыс. тонн зерна. Создание такого терминала будет играть большую роль как для хранения запаса зерновых республики, а также для осуществления операций по экспорту казахстанского зерна из Азербайджана в другие страны.
"Сейчас деловые люди из Азербайджана сами ищут и заключают контракты с мелкими производителями зерна из Казахстана, затем граница, таможни и т.д. Наличие же зернового терминала позволит значительно упростить закупки зерна, и его можно будет закупать в Баку", - сказал Шукпутов.
По его словам, строительство терминала планируется в следующем году. Между тем, сообщил дипломат, в развитии данной договоренности в первой половине сентября АО "Продовольственная контрактная корпорация" планирует провести в Баку презентацию казахстанского зерна.
По данным Госкомстата Азербайджана, в 2004 году в страну было импортировано из Казахстана более 429, 9 тыс. тонн зерна. Годовая потребность Азербайджана в зерне составляет более 3 млн. тонн, из которых более 1 млн. тонн импортируется.
_______________________________________________________________
С 1 СЕНТЯБРЯ НАЧНЕТСЯ МАССОВЫЙ СБОР ХЛОПКА
В некоторых районах страны начался сбор хлопка. По словам главного консультанта по хлопководству Министерства сельского хозяйства Ровшана Алиева, хлопкоробы к массовому сбору хлопка приступят 1 сентября. По его словам, в текущем году площади под хлопок увеличились по сравнению в прошлым годом на 45, 3% и достигли 112, 9 тыс. га. Урожайность хлопка в Минсельхозе прогнозируют на уровне не менее 17 центнеров с га. Это составит свыше 190 тыс. тонн, что на 55 тыс. тонн больше, чем в 2004 году. По отдельным хозяйствам урожайность достигнет 25-40 центнеров.
В связи с маловодием на реке Араз и повышением потребности на оросительную воду в ряде хозяйств урожайность прогнозируется на уровне чуть ниже 17 центнеров с га. Рост интереса фермеров к хлопководству объясняется увеличением закупочных цен на хлопок-сырец. Алиев отметил, что в текущем году практически все хлопковые компании (MKT Istehsalat ve Kommersiya, CTS Agro, Azercot, Jecot, Orient-BS и др.) заключили договора на закупку хлопка по цене 1, 5 млн. манатов за 1 тонну. В ходе сбора хлопка фермерам будет оплачено в виде аванса по 400 тыс. манатов, оставшуюся сумму выплатят после завершения сбора в течение нескольких месяцев.
С ростом посевных площадей под хлопок увеличилось также число занятых в этой отрасли лиц. По словам специалиста МСХ, в сфере хлопководства, заготовочных пунктах и хлопкоперерабатывающих заводах занято около 160 тыс. человек, что примерно на 40 тыс. больше, чем в прошлом году. Отметим, что свыше 90% производимого в Азербайджане хлопковолокна экспортируется.
_______________________________________________________________
В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПЛАНИРУЕТСЯ СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Министерством связи и информационных технологий (МСИТ) в рамках международной выставки "BakuTel-2005" планируется провести конференцию, посвященную возможностям создания в Азербайджане технопарка в области информационных технологий. Об этом сообщил "Туран" заведующий сектором отдела стратегического планирования и научного потенциала МСИТ Руфат Гюльмамедов.
По его словам, министерством уже были проведены "круглые столы" на тему "Возможности создания в Азербайджане технопарка в области информационных технологий" с представителями местных и иностранных ИКТ-компаний и заинтересованных донорских организаций, научно-исследовательских институтов, государственных и частных учебных заведений, а также профильных министерств страны. На мероприятиях была дана полная информация об истории возникновения технопарка, о его целях, функциях и т.д.
В настоящее время специалистами министерства изучаются международный опыт и законодательная база образования технопарка в области информационных технологий, отметил Гюльмамедов.
РАБОТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПГУ В СУМГАЙЫТЕ ЗАВЕРШАТСЯ К НОЯБРЮ 2007 ГОДА