Россия может остаться без самолетов и аэропортов, если государство не изменит политику в отношении гражданской авиации
На прошлой неделе в Ханты-Мансийске состоялся Международный арктический симпозиум экспертов авиации, на который приехали лучшие из лучших специалистов в этой сфере из США, Канады, представители аэронавигации, крупнейших авиакомпаний. Несмотря на то, что многие обсуждаемые вопросы носили сугубо специфический характер, общая тема столь представительной конференции напрямую касалась будущего гражданской авиации: сможет ли Россия в будущем сохранить отрасль.
Сможет ли, в частности, житель Ханты-Мансийска встретиться с родными в том же Березово, успеет ли бригада медиков помочь больному на одном из стойбищ Югры? Тем более, что авиация севера и юга страны, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Жесткий, экстремальный климат, большие расстояния между маленькими поселками - все это обуславливает особые требования и к воздушному флоту, и к подготовке пилотов, и к навигационной и аэропортовой службе, и многому другому.
Взлет...пике?
Особое внимание, которое уделяет правительство Югры проблемам гражданской авиации, подтвердило то, что в работе симпозиума принял участие первый заместитель председателя правительства округа Вячеслав Новицкий. Его доклад носил не только презентационный характер (зарубежным гостям, большинство из которых было знакомо с Сибирью пока по обстановке гостиничного номера и вида из окна лимузина, нужно было рассказать, чем вообще знамениты "Российские Эмираты"), но и четко обозначил проблемы и перспективы отрасли. Сегодня в Ханты-Мансийском округе 11 действующих аэропортов, два вертодрома и свыше 400 вертолетных площадок. Около 60 авиакомпаний России выполняют здесь полеты. Три узловых аэропорта регионального значения действуют в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске.
В этом году на региональных рейсах было перевезено почти 800 тысяч человек, совершено почти 30 тысяч самолето-вылетов. Цифры, можно сказать, хорошие, если бы не одно но. Данные свидетельствуют о том, что в отрасли гражданской авиации наметился спад, примерно на 10-11 процентов (по сравнению с аналогичным периодом 2004 года).
По словам Вячеслава Новицкого, причины кроются в росте цен на горючесмазочные материалы, высоких издержках на содержание аэропортов (что характерно для Севера), повышенных требованиях к обеспечению авиабезопасности. Кроме того, содержание и обслуживание воздушных судов обходятся в "копеечку". А федеральные правила сертификации аэропортов не учитывают специфику "северных" аэропортов.
Лейтмотив выступления первый заместитель председателя правительства автономии обозначил следующей фразой:
"Необходимо обеспечивать государственную поддержку социально значимых, но убыточных аэропортов и аэродромов северных территорий путем снижения уровня ставок, налогов или адресного субсидирования".
Мзду не берем...
Но флота больше нет!
Да что там, и аэропортов тоже!
Россияне летают на старых самолетах. Об этой проблеме говорили практически все специалисты сферы гражданской авиации нашей необъятной Родины. Средний возраст самолетов Ан-24 и Як-40 приближается к тридцати годам. Что для человека расцвет сил, для самолета - уже древность. Однако, по словам генерального директора авиакомпании "ЮТэйр" Андрея Мартиросова, главная проблема, которая не позволяет дальше эксплуатировать воздушные суда-пенсионеры - не вопросы летной годности, а экономика.
Вот только один аспект - топливная эффективность.
Ан-24 расходует около 850 килограммов авиационного керосина в час полета и летит со скоростью 420 километров в час. "Самолет-иномарка"
Атр-42, несколько экземпляров которого закупила авиакомпания "ЮТэйр", при таком же числе пассажиров имеет крейсерскую скорость 500 километров в час и расходует около 480 килограммов керосина. Будь даже первоклассник директором авиакомпании, и он моментально сделал бы выбор в пользу "западного производителя", несмотря на высокую надежность наших самолетов.
По словам Андрея Мартиросова, существование таможенных пошлин загородительного характера, а не фискального пагубно влияет на развитие транспортной инфраструктуры и ограничивает ввоз из-за рубежа новых самолетов (в данном диапазоне, как сказал гендиректор, отечественных самолетов нет). Компании покупают воздушные суда минимум на 20-40 процентов хуже, чем могли бы.
- Непонятно, кого защищает эта пошлина, - резюмировал Андрей Мартиросов.- Ситуация с парком самолетов достаточно плачевна. Россия может лишиться перевозок по причине отсутствия флота. Поэтому актуальными является полная и быстрая отмена всех видов пошлин на региональные самолеты.
Плачевна ситуация и с аэропортами. Требования к "южным" и "северным" в нашей стране почти одинаковы.
- В Канаде, где мы были, - рассказал Андрей Мартиросов, - маленький аэропорт обслуживают пять-семь человек. Полет выполняется один раз в день. Наша компания является оператором аэропорта "Игрим". Туда летают три раза в неделю самолеты
Ан-24. И обслуживают его у нас 140 работников. Тем не менее мы постоянно получаем предписание от авиационных властей, что надо добавить еще 20-30 человек!
По словам гендиректора "ЮТэйр", в России количество аэропортов ежегодно уменьшается угрожающими темпами. Аэропортовая сеть сократилась по сравнению с советскими временами почти в три с половиной раза. Может быть, часть этих аэропортов и не должна была существовать, но страдают именно те поселки, где живет от 500 до 5-6 тысяч человек.
Международный симпозиум проработал в столице автономии всего два дня. За это короткое время представители власти, руководители авиапредприятий и организаций смогли высказать конкретные претензии и предложения. Присутствие экспертов из других стран - Канады, США - показало, что проблемы, которые существуют у арктической авиации, везде в мире одни и те же. Только подход к их решению разный, и опыт зарубежных партнеров весьма полезен.
Кстати о дотациях
Правительство Югры предпринимает все меры, чтобы уменьшить стоимость авиабилетов.
Так, в 2003 году из бюджета округа было направлено 207 миллионов рублей.
В 2004-м - 224 миллиона.
В этом году из бюджета автономии выделено 237 миллионов, а в рамках программы "Сотрудничество", которую выполняют три субъекта Федерации - Югра, Ямал и Тюменская область, - на эти цели направлено около 240 миллионов рублей.
Михаил Осипов
Мнения
И.о начальника Красноярского межрегионального управления воздушным транспортом Виталий Бондаренко:
- Темы, которые мы затронули на конференции, - очень актуальны для северян. О вопросах развития... Сначала мы должны сохранить то, что имеем. Свыше 80 процентов аэропортов в Красноярском крае имеют износ основных фондов, особенно это касается северных регионов. На сегодняшний день рассматривается вопрос передачи аэропортов из федеральной в муниципальную собственность, что могло бы решить проблему. Однако законопроект "Об аэропортах" лежит уже два года в Госдуме на согласовании. Все ждут этого закона.
Управляющий директор института Севера США Бен Эллиз:
- Это совещание специалистов в области арктической авиации в Ханты-Мансийске хорошая возможность поделиться опытом. Мы можем многому друг у друга поучиться. Если мы будем решать проблемы организации арктических авиаперевозок сообща, то можем прийти к более умным решениям.