26.08.2003 г. яхта "Оберон" (флаг Израиля) зашла в порт Очаков, следуя курсом в порт Киев для производства ремонта. По израильским документам яхта считается частным пассажирским судном и по израильскому закону не является маломерным судном. При заполнении таможенной декларации капитаном яхты у Николаевской таможни возникли к нему вопросы. Таможня изъяла судовые документы и потребовала от капитана яхты пройти таможенное оформление по правилам, предусмотренным Законом Украины "О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины" от 13.09.2001 г., т. е. оформить яхту как товар в режиме временного ввоза и внести залог за яхту как товар в размере таможенной стоимости яхты.
Капитан яхты обжаловал в суде Центрального р-на г. Николаева незаконные действия Николаевской таможни. 17.10.2003 г. этот суд вынес решение, которым удовлетворил жалобу капитана и признал незаконными действия Николаевской таможни, связанные с требованием внесения залога. 16.12.2003 г. Апелляционный суд Николаевской области отменил решение местного суда и признал действия таможни законными.
Правовая позиция Николаевской таможни сводится к следующему. Ст. 10 и 11 Закона от 13.09.2001 года определяют, что временный ввоз иных транспортных средств осуществляется в режиме временного ввоза физическими лицам и товаров с внесением соответствующего залога. Под иными транспортными средствами понимаются любые суда, принадлежащие физическим лицам, независимо от типа и назначения (в том числе танкера, сухогрузы, контейнеровозы и т. п.).
Трудно согласиться с такой постановкой вопроса и хочется изложить собственный взгляд на правовое регулирование таможенного оформления морских судов в Украине. Удивительно, но факт — Таможенный кодекс Украины с 1991 года не устанавливал таможенного режима, касающегося оформления морских судов, заходящих в порты Украины. Исключением были ст. 52 и 71, которые определяли правила таможенного оформления транспортных средств и которые можно было применять к морским судам. Порядок таможенного оформления и досмотра морских судов полностью определялся подзаконными нормативными актами. Не улучшил ситуации и новый Таможенный кодекс 2002 года.
Представляется, что для правильного разрешения проблемы таможенного оформления морских судов в Украине, независимо от того, кто является их собственником, имеют значение следующие правовые позиции. Во-первых, судно имеет свое имя, свой флаг и свою национальность, палуба судна "Оберон" является территорией государства Израиль. Уже в силу данных факторов судно не может являться просто "транспортным средством", багажом или товаром (кроме тех случаев, когда судно меняет флаг на флаг Украины и действительно предназначено к продаже на таможенной территории Украины).
Во-вторых, морские транспортные средства при заходе в порты освобождаются от уплаты ввозных пошлин. Это естественный, необходимый и объективно существующий международный обычай. Поскольку презюмируется, что судно заходит в порт без цели продажи на таможенной территории государства порта (т. е. смены флага), то заход судна в порт никакими пошлинами не облагается. Морские суда (как и некоторые другие виды грузов), заходящие в порты освобождаются от уплаты ввозных пошлин не в порядке предоставления таможенных привилегий, льгот или преференций, а в силу самой логики вещей. Украина, как правопреемница СССР, участвует в Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года. Данная конвенция устанавливает документы, которые представляются судном для таможенного контроля, конвенция установила и требования к ним в режиме посещения портов. Среди таких документов капитаном была представлена и генеральная декларация на судно. Она была заполнена, принята таможней и т.о., можно утверждать, что судно "Оберон" прошло таможенное оформление.
Украина также присоединилась к Конвенции об образовании Совета таможенного сотрудничества от 15.12.1959 г. Целью СТС является унификации международных таможенных систем и обычаев, каждое государство-участник обязано применять национальное таможенное законодательство в соответствии с унифицированными международными таможенными обычая ми. Применение сложившихся в международном мореплавании торгово-таможенных обычаев имеет характер юридически обязательных норм. Так, ст. 38 Статута Международного Суда ООН к числу источников международного права относит и "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями".
В-третьих, перевозка в данном случае осуществлялась морем. Поэтому при определении понятия "багаж в морских перевозках" следует руководствоваться Афинской конвенцией относительно перевозки пассажиров и их багажа морем 1974 года, в которой Украина принимает участие. Ст. 1 Конвенции понимает багаж так: "багаж означает любая вещь (предмет) или транспортное средство, перевозимое перевозчиком по контракту перевозки, включая: а) вещь или транспортное средство, перевозимое по любому чартеру, коносаменту или другому контракту, который касается в основном перевозки товаров (грузов) и б) живые животные".
Поскольку судно само себя перевозить не может, поскольку судно "Оберон" не перевозится на ином судне, не перевозится на трейлере, на поддоне, на барже, не буксируется, поскольку отсутствуют грузосопроводительные документы — коносамент, морская накладная, багажная расписка и т. п., постольку судно "Оберон" не может считаться багажом или товаром в этом случае.
В-четвертых. Принято понимать, что территория Украины образует единую таможенную территорию. Но в ряде случаев таможенная территория может не совпадать с государственной, и это несовпадение может существовать как в сторону расширения таможен ной территории, так и ее сужения. Ст. 3 ТК Украины 1991 года устанавливала, что вся территория Украины является единой таможен ной территорией. Данная норма является общей нормой таможенного права. Ст. 50 ТК Украины 1991 года определяла, что таможенной границей Украины является место размещение таможни. Эта норма является нормой специальной, а специальная норма вытесняет общую норму. Т. о., ТК Украины 1991 года устанавливал, что фактическая таможенная граница Украины (в данном случае в Очакове) отодвинута от государственной границы вглубь территории. Яхта "Оберон" пересекла государственную границу. но не пересекала таможенную границу Украины (как и иные суда).
Представляется, что и национальное законодательство содержит достаточно норм, чтобы утверждать: морские суда, заходящие в порты Украины, не обязаны уплачивать при этом ввозные пошлины и не должны проходить таможенное оформление в режиме временного ввоза товаров.
Пункты 2.2.2 и 2.2.7 Порядка осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Украины товаров и иных предметов с использованием морского, речного и паромного видов транспорта от 23.01.2001 г. предусматривают четкий перечень документов, которые требуются для таможенного оформления судна и которые остаются в таможенном деле.
Закон Украины "О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины", от 13.09.2001 г. не распространяется на порядок таможенного оформления морских судов, поскольку: 1) понятийный аппарат этого Закона четко определяет сферу его применения к определенным транспортным средствам. Понятие "иные транспортные средства" в ст. 11 Закона нельзя трактовать расширительно без учета общего понятийного аппарата. Данный закон определяет понятие "транспортное средство" применительно к конкретным правоотношениям в сфере действия данного Закона; 2) преамбула определяет сферу применения: закон применяется к таможенному оформлению сопроводительного и несопроводительного багажа физических лиц, пересекающих таможенную границу Украины. Багаж капитана остается на яхте и таможенную границу не пересекает, яхта "Оберон" не является багажом, таможенную границу также не пересекает, не предназначена к продаже или к использованию на таможенной территории Украины.
Капитан яхты при таможенном оформлении заполнил генеральную декларацию на яхту. Генеральная декларация подтверждает, что яхта "Оберон" уже прошла таможенное оформление.
Если Николаевская таможня полагает, что яхта является товаром, то таможня должна была руководствоваться следующими нормативными актами, которые определяют режим таможенного оформления: 1) Положение о грузовой таможенной декларации от 09.06.1997 года; 2) Приказ Гостаможслужбы от 10.12.2001 года "06 утверждении Порядка заполнения граф таможенной грузовой декларации та товары, которые перемещаются через таможенную границу Украины гражданами с применением унифицированного административного документа формы МД-2 (МД-3)". Данные документы устанавливают режим таможенного оформления товаров, в силу которого, посчитав яхту товаром, необходимо было заполнять не таможенную декларацию члена экипажа, а таможенную грузовую декларацию, что таможней не было выполнено. Фактически, яхта прошла таможенное оформление и как морское судно (по генеральной декларации) и как багаж (по таможенной декларации капитана).
В соответствии с письмами ГТСУ от 04.07.2003 г. N11/2-09-1018б-ЭП и т 04.07.2003 г. N11/2-09-10186-ЭП яхты, принадлежащие нерезидентам, не должны оформляться.
Эти разъяснения соответствуют правилам, изложенным в Порядке пропуска яхт через государственную границу, утвержденного постановление Кабином Министров Украины N 1274 от 29.08.2002 года, которое определяет порядок досмотра яхт и перечень документов, которые вправе от капитанов при таможенной оформлении требовать.
Полную версию статьи читайте на сайте www.smc.odessa.ua
***
фото: Александр Брылев