ОБ ЭТОМ ГОВОРИЛОСЬ НА СПЕЦИАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
Рев автомобилей, сильная загазованность, пробки, в которых вперемежку стоят автобусы, легковые и большегрузные машины. Такая картина уже несколько лет наблюдается на узких улочках в жилых кварталах Орска. Горожане вынуждены дышать выхлопными газами, смешанными с вредными выбросами промышленных предприятий. Причем ситуация с каждым годом ухудшается.
Дело в том, что в Орске нет объездной дороги и транзитный поток машин следует через город. Бурю недовольства вызывает такое положение у жителей города, да и водителей оно не радует. Орчане неоднократно ставили вопрос об объездной дороге. Тем более что движение здесь отличается напряженностью, а кроме того, в этой зоне много автотранспортных переходов через государственную границу. По данным Оренбургской и Орской таможен, почти треть всех грузов, следующих через нашу область, приходится именно на это направление. Более того, недавно между правительствами России и Казахстана было подписано соглашение о пограничном сотрудничестве. Специалисты считают, что в связи с этим объемы грузовых и пассажирских перевозок могут увеличиться в два-три раза. Также возрастут транзитные потоки и из других среднеазиатских государств.
В будущем город просто не справится с таким наплывом транспорта, увеличивается общая опасность движения на этом участке дороги, от чего растет число дорожно-транспортных происшествий. Все эти сложности вызывают острую необходимость строительства нового транспортного пути. Даже правительство РФ в 1996 году определило его сооружение как первоочередную меру для выхода из чрезвычайной ситуации. Идея строительства уже давно была в умах чиновников, но вот только средств на такой серьезный проект обычно не хватало. Лишь в текущем году удалось защитить его на федеральном уровне.
Создание объездной повлечет за собой решение не только социальных вопросов, но и сугубо экономических. Специалисты считают, что эта дорога необходима для дальнейшего успешного развития города. Такого мнения придерживается и председатель управляющей компании "Рустехконсалтинг" Михаил Мельников, с которым я встретилась в далеком южном городе. Эта организация представляет различные дорожные проекты российских регионов на федеральном уровне.
- Дорожные и мостовые объекты всегда отличаются социальной значимостью, - подчеркнул Михаил Дмитриевич. - Они влекут за собой дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, появление дополнительных рабочих мест. По сути, на дороге начинается новая жизнь. Строительство объездной Орска вызовет именно такой эффект. При этом прекратится разрушение города. Транспорт пойдет вокруг, и там начнется сооружение складов, заправок, кафе, гостиниц. Это принесет дополнительный доход в городской бюджет.
Сейчас уже начата первая очередь строительства. Впереди еще большой объем работы и главная ее часть - возведение моста через Урал. Весь проект рассчитан на пять лет, значит, и финансировать его тоже будут поэтапно. По словам директора ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" Евгения Сусоева, закончить объект можно за три года. Для этого в организации есть все необходимые ресурсы, не хватает лишь полного финансирования.
На позапрошлой неделе в Ростове-на-Дону состоялась пятая всероссийская научно-практическая конференция "Дороги России XXI века". На нее съехались представители не только дорожных предприятий, но и правительства РФ. В рамках конференции прошла презентация наиболее важных объектов строительства. В их числе оказался и проект объездной Орска. На видео была наглядно показана проблема, с которой столкнулся город. Собравшиеся отметили, что подобные трудности испытывают многие российские города. Но особенность орской ситуации в том, что здесь пролегает приграничный транспортный коридор и удачно переплетаются интересы и федеральных и местных властей, и жителей города.
Председатель наблюдательного совета УК "Рустехконсалтинг", действительный член Международной академии транспорта Николай Серегин согласен с тем, что ввод этой дороги нужно ускорить:
- Сроки строительства любого объекта зависят от нескольких факторов - это наличие стабильного финансирования и квалифицированного подрядчика. Если это соблюдается, то сдать объект можно в кратчайшие сроки. Технологически в этом регионе такой объект можно построить за три года. И надо стремиться это сделать, ведь чем быстрее мы строим, тем раньше будет отдача от объекта, возрастет оборачиваемость рубля. Тем более по затратам это относительно недорогой проект, а результативность будет высокой.
Объездную Орска действительно надо заканчивать как можно быстрее. На это указывают не только социальные мотивы, такие, как прогрессивное ухудшение экологической обстановки и безопасности на дорогах. Ограниченная пропускная способность городских улиц в дальнейшем может стать тормозом в развитии транспортных связей. Нельзя не учитывать и объективный экономический фактор: чем дольше строим, тем дороже в итоге окажется объект. Если сейчас общая его стоимость - 1,5 миллиарда рублей, то вполне возможно, что к 2009 году, когда планируется закончить строительство, она окажется в разы выше. Регулярный рост цен на топливо, материалы для дорожного покрытия приведет к повышению себестоимости этой дороги. Не будем забывать в связи с этим уроки прошлого, когда строительство важных объектов растягивали на долгие годы, а потом то деньги заканчивались, то политико-экономическая ситуация в стране менялась, то приоритеты. А наполовину построенные мосты, дороги, здания оставались немыми свидетелями неразумного расходования средств.
***
Мы обратились к авторитетным людям Орска с просьбой высказать свои соображения по поводу проекта объездной дороги. Вот что они сказали нашему корреспонденту Татьяне ОРЛОВОЙ.
Вячеслав КИСТЕНЕВ, начальник Орского отдела экологического контроля:
- Детально с проектом объездной дороги я пока не знаком, однако полностью поддерживаю строительство по следующим основаниям. Во-первых, в Орске дороги настолько узки, что возможно лишь двустороннее движение. Автотранспорт вынужден двигаться на очень малой скорости. А ведь именно малая скорость обеспечивает самые интенсивные выбросы вредных газов в атмосферу.
Европейская и азиатская части города соединены всего двумя мостами, которые испытывают чрезмерную нагрузку, причем эти два моста расположены рядом. У экологов есть понятие так называемого линейного источника загрязнения. Он расположен не выше двух метров от уровня земли и создает главную опасность для дыхательных органов человека. Это как раз автомобили.
Еще один аргумент в пользу строительства - наличие в городе не менее мощного источника загрязнения воздуха, каким является железнодорожный узел. Примерно 25 - 30 процентов всех выбросов в атмосферу у нас приходится на автотранспорт, железную дорогу и систему отопления газовыми котлами. С девяностых годов регулярно проводятся операции "Чистый воздух", собранная информация убедительно доказывает: транспорт необходимо вывести за пределы города. Экологической экспертизы проекта пока нет, но убежден: она будет в пользу строительства.
Владимир НИКОЛАЮК, депутат Законодательного собрания, заведующий хирургическим отделением Орской больницы N 6:
- Десять лет тому назад в городе уже пытались решить проблему по разгрузке потоков автомобильного транспорта. Проект предусматривал провести объездную дорогу через город, а частью - по территории, на которой расположены сады-огороды. Это вызвало волну протеста, и уже начавшееся строительство дороги было приостановлено. Зато теперь мы имеем возможность учесть интересы практически всех горожан. Причем не только жителей города Орска, но и соседнего с нами Новотроицка.
Не стоит пугаться того, что проект довольно дорог. Во-первых, на строительство идут средства не только регионального бюджета, а и федерального. Во-вторых, здоровье людей на самом деле дороже любых денег. На мой взгляд, это самый весомый аргумент в пользу нового проекта. Как врач, хочу подчеркнуть: с каждым годом больным приходится все больше и больше тратиться на поддержку здоровья. Но нередко такие траты оказываются пустыми - что толку лечить горло или легкие, если причины заболевания в дурной экологии?
В январе будет приниматься принципиально новый закон "Об обязательном медицинском страховании", который уже невозможно будет толковать двояко. Он поддерживает интересы человека и обеспечивает ему определенный объем гарантированных бесплатных медицинских услуг. А мы, законодатели местного уровня, должны подумать еще об одной поддержке человека - создать благоприятные условия для сохранения его здоровья. Ведь по итогам минувшего года население области уменьшилось на 12,5 тысячи человек.
Согласно новым нормативам, стоимость объема гарантированных бесплатных медицинских услуг на одного человека в новом году составит 3870 рублей. Но не надо забывать, что часто бюджет принимается с дефицитом. Стало быть, не всегда найдутся средства на обеспечение помощи людям. Поэтому помощь больным нужно также оказать и улучшением экологии...
Владимир КОНОВАЛОВ, начальник территориального отдела Роспотребнадзора:
- Объездная дорога крайне необходима. Посмотрите, что происходит: весь транзитный транспорт, идущий на Актюбинск, Домбаровку, Ясный, Светлый, вынужден следовать практически через центр города. Давно уже доказано, что у нас один из основных источников загрязнения атмосферы - автотранспорт. Вспомним кризис в промышленности в начале девяностых годов: заводы стояли, а воздух чище не становился...
Не случайно, по статистике, на первом месте у нас находятся заболевания органов дыхания. Очень многие страдают аллергическими реакциями, и как результат - кожными заболеваниями. Сюда же можно отнести отдельные заболевания, связанные с функцией сердечно-сосудистой системы.
Во многих местах Орска стоят автоматические приборы, делающие замеры по выбросам в атмосферу. Те из них, которые контролируют транспорт, фиксируют неснижающееся количество окислов, формальдегидов и свинца. Если мы заинтересованы в улучшении состояния здоровья горожан, значит, строительство дороги затягивать не стоит.
***
Из пояснительной записки, посвященной строительству обхода Орска с мостом через Урал
* Техническое обоснование строительства объездного пути в Орске содержится в Программе совершенствования и развития сети автодорог общего пользования Приволжского федерального округа до 2010 года, разработанной Саратовским филиалом ОАО "ГипродоНИИ".
* Сейчас суммарная интенсивность движения транспорта, входящего в Орск и следующего через его жилые районы, составляет 12 тысяч автомобилей в сутки плюс 25 тысяч - собственно городских машин.
* В связи с подписанным межправительственным соглашением о пограничном сотрудничестве между РФ и Казахстаном прогнозируется увеличение объемов перевозок грузов на территорию из соседних областей и обратно в два-три раза. В перспективе интенсивность движения иногороднего транспорта повысится до 23800 автомобилей в сутки.
* Высокая концентрация вредных веществ в городе стала причиной повышенного уровня заболеваемости населения. За последние пять лет смертность в Орске на 1000 жителей возросла с 9,6 до 13 человек.
* Общая сметная стоимость проекта составит 1469 миллионов рублей.