Таможенники подобрели к туристам
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / "День"
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО УПРОЩЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР ПОВЛИЯЛО НА ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА. К ПРИМЕРУ, КОЛИЧЕСТВО ИНОСТРАНЦЕВ, ПЕРЕСЕКШИХ УКРАИНСКУЮ ГРАНИЦУ, УВЕЛИЧИЛОСЬ ПОЧТИ НА ЧЕТВЕРТЬ
240 дел по контрабанде: таков "урожай", собранный за 8 месяцев нынешнего года с помощью отечественных таможенников. В частности, более 140 дел было открыто по контрабанде промышленных и продуктовых товаров, 12 - по контрабанде валюты, 53 - наркотиков, 20 - оружия, 12 - историко- культурных ценностей. Также за это время заведено 22,4 тысячи дел о нарушении таможенного законодательства на сумму в 518 млн. гривен.
В общем, до почтительного отношения к законам страны, в которую въезжают или из которой выезжают иностранцы, пока еще далеко, отмечают в Гостаможслужбе. Хотя, конечно, то же самое можно сказать и о курсирующих через границу украинцев - это тема отдельного "гостаможенного" брифинга, отметили представители данной структуры. Тем не менее гармонизация таможенного законодательства с нормами европейского - объективная необходимость. Имело смысл упростить процедуру таможенного контроля и по другой причине: стране с большим туристическим потенциалом (о чем, к примеру, не устает повторять главный "турист" страны, глава Гостурадминистрации Валерий Цыбух) глупо не использовать по максимуму возможности привлечения как можно большего количества посетителей.
Итого: начатое в прошлом году экспериментальное внедрение системы "зеленых коридоров", проведенное таможней совместно с Госкомграницы, с нынешнего года действует на пунктах пропуска уже на постоянной основе. На переход через "коридор" пешего путешественника тратится нынче, к примеру, одна минута, на легковые автомобили - не больше двух, на микроавтобусы - около шести, автобусы - 20 минут. Кроме того, новым Таможенным кодексом (одобренным, к слову, представителями Еврокомиссии) введено серию новых понятий, в числе которых - "устное декларирование". То есть ускоренно пройти таможню позволит либо кристальная честность, либо, судя по всему, высокий уровень самообладания. Что касается самого нового способа декларирования, то 85% граждан уже пересекает пограничные посты именно так. Насчет самообладания: далеко не все пересекающие границу, правильно поняли назначение "зеленых коридоров" и новой системы декларирования, рассмотрев, по-видимому, эти нововведения как легкий способ обойти закон. Ан нет! Конечно, признает Гостаможня, сотрудникам службы в новой системе куда более непросто оценить риск правонарушения, однако эксперимент показал: качество правоохранительной работы таможенников не ухудшился. Во- первых, напоминает директор организации таможенного контроля Виктор Семка, каждого будущего таможенника знакомят с психологией правонарушителя: по многим поведенческим признакам можно понять, что человек нечист перед законом. Во- вторых, - существуют всяческие средства технического контроля: сканирование, к примеру. Правда, узнать, есть ли проблема у родной таможни с оснащенностью, так и не удалось: об этом представителями службы было сказано весьма обтекаемо. Тем более представителей СМИ настоятельно просили не отходить от темы брифинга: "Эффективность мероприятий по упрощению таможенных процедур в Украине" и итогов туристического сезона.
В отношении последнего: на 25%, как свидетельствуют официальные цифры, увеличилось количество иностранных транспортных средств, пересекших границу нашего отечества, почти на четверть увеличилось и число посетивших наше государство граждан. А вот эффективность процедуры пересечения кордонов, над которой так долго работали отечественные таможенники, оказывается, слегка страдает... по причине отсутствия такой системы в "таможенных рядах" сопредельных государств. С Белоруссией и Россией уже достигнута принципиальная договоренность по необходимости унификации соответствующего законодательства и упрощения процедуры пересечения границ. Ведутся подобные переговоры и с Польшей. Украинские таможенники, исходя из того, что смежная сторона не успевает оформить такое же количество граждан и транспортных средств, как нынче украинская, предлагают внедрить общий контроль в пунктах пропуска. То есть проверять граждан совместными усилиями "в одну остановку".
Хотя новшество, по словам таможенников, хорошо себя зарекомендовало, турфирмы, которых это должно было порадовать прежде всего, ликовать пока не спешат. Глава крупного туристического оператора "Гамалия" Игорь Голубаха говорит, что обслуживание таможенниками пассажиров явно улучшилось. В частности, терминалы в аэропортах стали пропускать граждан куда эффективней. Однако, отмечает он, хотелось бы, чтоб в летний период (когда идет дополнительный поток пассажиров) открывались и дополнительные окна: в нынешний сезон коридоры в этом плане "явно пробуксовали". Также, по его мнению, следует установить практику выборочной проверки пассажиров. Безусловно, напоминает И. Голубаха, существуют правила безопасности полетов. Однако у нас получается так, что прилетающе-улетающие граждане проверяются дважды: техника на терминале уже позволяет выявить антизаконные предметы в багаже. А ведь потом еще наступает черед проверять таможенникам. Что затягивает процесс.
Руководитель отдела автобусных перевозок туристической фирмы "Артекс" Наталья Сиренко считает, что таможенных проблем на кордонах не стало меньше. То выйдет новое постановление, по которому выезд за границу несовершеннолетних детей разрешен только с согласия обоих родителей. Все в нем хорошо, кроме одного: некоторые группы узнавали о новом распоряжении уже на границе - такие "неполные" семьи преспокойно отправляли домой. Говорит Н. Сиренко и о постоянных "пробках" на таможне - именно, вопреки утверждениям сотрудников данного ведомства, на украинской стороне, где автобусу порой приходится простоять около шести часов. В частности, страдают от этого туристы на украинско-польской границе, отправившиеся в тур на Чехию. В странах шенгена, как образно пояснила она, таможенник, завидя автобус, бежит ему навстречу. Кроме того, на обслуживание одного туристического автобуса таможня выделяет одного своего сотрудника. У нас - один человек, которого уполномочили проверять те же автобусы, будет "брошен" на всю автобусную очередь.