НИ ДЛЯ кого не секрет, что экономический рост предполагает и дополнительные финансовые ресурсы. Известны и источники этих ресурсов -как внутренние, так и внешние. Если говорить о внутренних источниках, то это прежде всего увеличение выпуска нужных стране товаров. Новые товары - это новая стоимость, новое пополнение денежных ресурсов. Истинные, реальные деньги приносит именно производство. Все остальные виды деятельности (услуги, перепродажа, туризм), дающие доход, являются в своей основе всего лишь сферой обмена, перераспределением денежной массы, которая заработана в материальном производстве. За время "реформ" этот источник поубавился, что, естественно, сказалось и на денежных доходах. В советское время крупнейшие промышленные предприятия, электростанции, транспорт, связь приносили государству большую часть доходов, которых хватало и на развитие производства, и на обслуживание социальной сферы. В 2003 году выпуск промышленной продукции по отношению к 1990 году составил всего лишь 66 процентов. Чтобы достигнуть уровня 1990 года, необходимо увеличить выпуск товаров в 1, 5 раза. А каждый дополнительный процент прироста можно получить за счет солидных вложений в основные фонды, замену оборудования, изношенных машин, покупку новых, более производительных. Все это требует немалых денег.
Но дело не только в деньгах, а в первую очередь в политике, которую проводят власти: кто распоряжается этими доходами и в чьих интересах их использует. В ходе чубайсовской приватизации все основные сферы хозяйственной деятельности попали в руки частного капитала. Это позволило ему возродить практику корпоративного ценообразования, никак не подконтрольного государству и обществу. Либеральные идеологи наших властных структур считают, что в условиях рыночной экономики правительство не вправе вмешиваться в процесс ценообразования. Дескать, рынок сам все отрегулирует. На практике это лукавство ведет к обратному: никакого рынка со свободной конкуренцией у нас нет, а господствуют повсеместно естественные и неестественные монополии, прибравшие к рукам отдельные сегменты хозяйственной деятельности. Все это приводит к общему подъему цен и больно бьет по конечному потребителю, который вынужден расплачиваться своим кошельком за многократное подорожание всех товаров и услуг.
Сегодня мы наблюдаем это не только на постоянном росте тарифов на электроэнергию, цены на газ и транспортные перевозки, но и во многих других отраслях, монополизированных частным капиталом: лесном комплексе, промышленности строительных материалов, химии, металлургии и некоторых других отраслях. По мнению академика РАН В. Ивантера, "разрыв в ценах между отраслями промежуточного и конечного спроса настолько велик, что его можно охарактеризовать как своего рода запрет на развитие и существование многих производств, ориентированных на конечного потребителя". Это губительно сказывается на развитии всей национальной экономики. Величина доходов на капитал в промежуточных отраслях в настоящее время оказалась выше, чем в отраслях конечного спроса, в 3-7 раз!
Механизм борьбы с этим извращением известен: государственное регулирование цен. Либо через прямое изъятие сверхприбыли в бюджет, либо через экспортные пошлины. Не будем делать этого, будет продолжаться дальнейшее разрушение производственного потенциала, что видно по опубликованным данным, свидетельствующим о сокращении производства продукции во многих отраслях машиностроения, металлургическом, подъемно-транспортном, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, в подшипниковой промышленности. Объемы производства в станкостроении остаются на уровне 80 процентов от уровня 2000 года. Отсюда и величина денежных доходов.
В ПОПОЛНЕНИИ денежной массы немалую роль играет и финансовая политика. Большинство государств, осуществляя постоянную эмиссию национальной валюты, направляют ее на развитие производства через бюджетный механизм, создание соответствующих условий для кредитно-банковской деятельности. В России бюджетный механизм таков, что большая часть денежных средств идет мимо государственного кармана. В частности, уходят на сторону сверхприбыли владельцев нефтяных и газовых "полей", золото- и алмазодобывающих компаний, составляющие десятки миллиардов долларов.
За последние три года положительное сальдо внешней торговли составило 170 млрд. долларов. Почти три годовых бюджета. А куда пошли деньги? На развитие производства? На повышение уровня жизни народа или развитие науки и образования? Не тут-то было. В основном осели в карманах международных спекулянтов и собственных наших авантюристов.
А правительство делает вид, что занимается поиском резервов, подсчитывая копеечные доходы в карманах бедняков. К этому надо добавить, что даже те деньги, которые попадают в бюджет, не идут на финансирование народного хозяйства, отвлекаются на погашение внешнего долга и создание "стабилизационного" резерва. На начало 2003 года золотовалютные резервы ЦБ составили 83, 4 млрд. долларов. Деньги немалые, но они никак не используются для инвестиций в экономику. Если все это суммировать, то становится понятным, почему не хватает денег не только на ремонт и замену оборудования, но и на обеспечение нормального питания основной массы населения.
Денежная база - первооснова финансовой системы страны - выглядит прямо-таки карикатурно. По такому показателю, как соотношение денежной массы (М2) к валовому внутреннему продукту, Россия занимает одно из последних мест в мире - 15-20 процентов от ВВП. Тогда как в развитых странах он составляет 70-100 процентов. За последние 12 лет инфляция в 10 раз обогнала рост денежной массы! Как же при таком сознательном ограничении денежной массы мы можем рассчитывать на успешное развитие хозяйства, рост долгосрочных инвестиций, связанных с технологическим прорывом и обновлением рабочих мест? Что, правительство этого не понимает? К сожалению, все это оно хорошо знает. Но курс взят на разрушение отечественного производства. Развивается в основном то, что связано с иностранным капиталом и работает на экономику других стран. По данным фонда ИНДЕМ, за 12 лет потери от коррупционного вывоза капитала составили 350 млрд. долларов. Потери от коррупции на таможне оцениваются в 20-25 млрд. долларов в год. Огромные деньги, которые могли бы помочь в решении многих проблем. Но, увы, обслуживают чужую экономику. А правительство продолжает стимулировать экспорт капитала. В прошлом году было вывезено из страны на 53, 8 млрд. долларов больше, чем ввезено. Тем не менее снижаются нормативы обязательной продажи выручки экспортерами, принимается сверхлиберальный закон по валютному регулированию, таможенным правилам. Все это, естественно, не в пользу производителей, а в интересах олигархов, состояния которых растут как на дрожжах и находятся по преимуществу в иностранных банках.
Любят говорить наши правители о золотовалютных резервах страны, умалчивая при этом, как они используются и на кого работают. Ведь они вложены в американские ценные бумаги. И наш ЦБ только подсчитывает небольшие проценты. А вкладывают их куда надо другие люди, не мы. Дело в том, что наша финансовая система, разработанная с участием западных центров, носит явно зависимый характер и поставила во главу всех расчетов доллар, превратив рубль по существу в его суррогат. Доллар господствует во внешних и внутренних расчетах и обеспечил мировым авантюристам долларизацию России. Ввозя к нам бумажный доллар, они вывозят обратно три доллара материальных ценностей - леса, нефти, газа, умов и технологии. Обменные пункты работают круглосуточно чуть ли не в каждом подвале, помогая раздувать спрос на доллары и повышать его курс. По разным оценкам, в стране циркулирует от 40 до 80 млрд. долларов. Вот они-то и выступают надежным помощником спекулянтов всех мастей в разграблении ресурсов. Механизм этой обираловки прост. Изготовление одной 100-долларовой бумажки обходится США в три цента. А за эти три цента они могут купить на мировых рынках товаров на 100 долларов. И вроде бы никому не должны. Ведь с 1971 года США запретили конвертировать бумажные доллары в золото и практически не разрешают их ввоз обратно в страну. Таким образом, посадив нас на долларовую иглу, мировые финансовые центры диктуют свои правила игры, держат под контролем валютный курс и другие финансово-экономические операции.
ДАВНО назрел вопрос о системе мер, которые бы обеспечили эффективное управление кредитно-финансовыми процессами, позволили бы отказаться от курсовой политики, рассчитанной на базе валютных торгов, где правит бал спекулятивный капитал, всячески способствовать вытеснению доллара с внутреннего рынка. Это помогло бы развитию цивилизованных форм торговли валютой, ввести в обращение солидную рублевую массу без угрозы увеличения инфляции, остановить бегство капитала за рубеж.
Стабилизация рубля - главное средство укрепления всей финансово-экономической системы. Пример того, как можно через укрепление национальной валюты поставить на твердую почву все народное хозяйство и обеспечить его устойчивый рост, показал опыт Советского Союза. После гражданской войны правительство ввело в обращение твердую валюту - червонец. По закону он обеспечивался на 25 процентов драгоценными металлами и иностранной валютой по золотому курсу, а на 75 процентов - легкореализуемыми товарами. С целью установления монополии червонца на внутреннем рынке были запрещены в обороте как средство платежа золотые монеты и иностранная валюта. Уже через два года после этих реформ страна получила одну из самых устойчивых денежных систем.
У России есть вполне реальная возможность увеличить свой экономический потенциал, поднять на новую ступень социально-экономическую жизнь людей. Есть природные ресурсы, есть кадры, задел научных и производственных мощностей, богатый опыт и традиции предыдущих поколений. Но нужна совсем другая государственная политика, учитывающая все эти возможности, политика, отвечающая воле и интересам большинства населения. Реформы ради реформ в интересах зарубежной закулисы и отечественных мародеров и авантюристов не нужны. К сожалению, сегодня финансовая политика ведется в интересах узкой группы богатых, захвативших средства производства и денежную систему. Вместо того чтобы вкладывать имеющиеся доходы в производственную сферу, на развитие науки и образования, власть предержащие транжирят их вместе с международными спекулянтами и собственными ловкачами и пройдохами. Такая политика усиливает грабительский характер режима и обостряет все противоречия в обществе. Нам важно осознать сложившуюся обстановку, сплотить все общество в борьбе против антинародной политики нынешних правителей, предложить конкретный план действий по сохранению и наращиванию нашего экономического потенциала и разумного его использования в интересах большинства населения.