Антитеррор согласно прейскуранту

ТЕРАКТЫ, УНЕСШИЕ ЖИЗНИ СОТЕН РОССИЯН, СЛУЧИЛИСЬ КАК РАЗ ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ БЮДЖЕТА РОССИИ НА 2005 ГОД. В НЕМ ЗАЛОЖЕНА РЕКОРДНАЯ СУММА НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА - 400 МЛРД РУБ. КРОМЕ ТОГО, ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН ВЫДЕЛИЛ НА СПЕЦИАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "АНТИТЕРРОР" ЕЩЕ 2, 3 МЛРД РУБ. НА ЧТО ИМЕННО ПОЙДУТ ЭТИ ДЕНЬГИ И ХВАТИТ ЛИ ИХ, РАЗБИРАЛИСЬ КОРРЕСПОНДЕНТЫ "ДЕНЕГ" СЕРГЕЙ ТОПОЛЬ И ИВАН САФРОНОВ.

Бюджетное обеспечение Динамика роста средств, выделяемых бюджетом на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, впечатляет. Если в 1999 году на эти цели было выделено чуть больше 51 млрд руб., то на следующий год ведомства, занимающиеся нашей безопасностью, получили в свое распоряжение в два раза больше. В 2002 году бюджет расщедрился уже на 131, 6 млрд руб., в следующем - на 173, 9 млрд, а в этом году расходы на безопасность составили 310, 6 млрд руб. (см. график). На будущий год планируется цифра 400 млрд руб. Эти деньги сопоставимы с расходами на национальную оборону - в бюджет 2005 года под армейские нужды, не считая оборонного заказа, заложена сумма 528 млрд руб.

И это еще не все. После июньского налета басаевцев на Назрань президент России Владимир Путин откликнулся на просьбу депутатов выделить дополнительно 7 млрд руб. на борьбу с терроризмом, однако несколько сократив запрашиваемую сумму - программа "Антитеррор" получила 2, 3 млрд руб. По словам министра финансов Алексея Кудрина, эти деньги будут поделены между ФСБ, МВД, Минобороны и ФСО. При этом министр уточнил, что "программа позволяет начать ряд мероприятий уже в этом году".

Впрочем, здесь надо учесть, что правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - это не только службы, непосредственно занимающиеся нашей безопасностью, проводящие оперативную, агентурную и прочую работу, направленную в том числе и на борьбу с терроризмом: МВД и внутренние войска, ФСБ (куда теперь входит погранслужба), ФСО и имеющее право заниматься оперативно-разыскной работой МЧС. По этой же статье проходят Минюст, Генеральная прокуратура, Федеральная таможенная служба и ряд других структур. Поэтому в реальности антитеррористическим органам в следующем году будет выделена только часть упомянутой суммы 400 млрд руб., а именно 227 млрд руб.

Зарплатная ведомость

Предложения силовых ведомств по усилению безопасности страны в основном крутятся вокруг зарплаты. Они уже знают, сколько их сотрудники должны получать, чтобы жить, как сейчас принято говорить, достойно. К примеру, подполковник столичной милиции на полковничьей должности уверен, что ему должны платить 30 тыс. руб. в месяц, а рядовому милиционеру - 15 тыс. руб. Подполковник считает - и, надо сказать, совершенно справедливо, - что достойные зарплата и пенсия - основа основ любой службы. "Иначе нас скоро всех скупят на корню, как гаишников, - говорит милиционер. - Платите нам как людям, вас защищающим. И тогда к нам выстроится очередь - и произойдет естественный отбор лучших".

Можно еще сослаться на начальника ГУВД Москвы генерала Владимира Пронина, который в начале этого года заявил, что "всех бы своих подчиненных разогнал, если бы мог". Генерал хочет оставить у себя в подчинении лучшую половину действующих милиционеров, вдвое увеличив им зарплату за счет уволенных. Владимир Пронин также придерживается мнения, что рядовой милиционер должен получать не меньше 15 тыс. руб. С генералом солидарен зампред комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин: "Ясно, что никудышная зарплата способствует усилению коррупции. Думаю, что она должна быть не менее 15 тыс. руб.".

Прикинем, во что обойдется достойное содержание людей, обеспечивающих нашу безопасность. Суммируем численность личного состава МВД (1, 5 млн человек), ФСБ (80 тыс.), погранвойск (180 тыс. плюс 15 тыс. вольнонаемных), МЧС (370 тыс. плюс 70 тыс. специалистов и преподавателей системы). Согласимся с предложениями специалистов и определим минимальный оклад представителя этих структур в 15 тыс. руб. Отсюда минимальный годовой фонд достойной зарплаты - как минимум 33 млрд руб. С учетом более высоких окладов офицерского состава эта сумма возрастает до 50 млрд руб.

Оперативные расходы

В книге братьев Вайнеров "Эра милосердия" (ставшей основой для сценария фильма "Место встречи изменить нельзя") сыщики из убойного отдела МУРа едут брать бандита Фокса, гуляющего в ресторане "Савой". Перед началом операции начальник Жеглов выдает каждому из сыщиков по 100 руб. из средств, выделенных руководством на оперативные расходы. Действие происходит в 1945 году, по тем временам это совсем небольшие деньги. Экономных оперов, как хорошо известно, бандит вычислил в ресторане на раз.

Сколько сегодня нужно выдавать денег оперативникам в схожей ситуации, чтобы их не вычислили? Никто из этих людей не называет суммы, выделяемые им на "представительские" расходы, однако все они говорят, что эти суммы должны быть значительно увеличены.

Отдельная статья расходов - осведомители. Сразу после трагических событий в Беслане специалисты по международному терроризму отметили, что спецслужбам России необходимо больше внимания уделять разведывательной и агентурной деятельности: именно осведомители могут помочь в будущем предотвратить многие теракты.

Так какая сумма должна быть выделена на сексотов? На прошлой неделе спецслужбы предложили за ценные сведения о Басаеве $10 млн. Сколько дадут за информацию о проживании незарегистрированного приезжего, можно только догадываться. Допустим, не более 100 руб. за одного таджика без регистрации. Но басаевых мало, а в подозрительных числятся практически все приезжие. По данным паспортно-визового управления ГУВД Москвы, только за восемь месяцев этого года из столицы выдворено около 40 тыс. нелегалов из стран СНГ. Предположим, что две трети из них задержали на улице патрули, а еще треть сдали информаторы, заработавшие на этом 1, 3 млн руб.

Это, конечно, немного. Но ведь есть штатные осведомители, которых используют оперативные работники. Данные о численности оперативного состава засекречены, однако приблизительно ее прикинуть можно: в среднем это 15 - 20% личного состава каждого ОВД. Таким образом, только в структуре МВД оперативников - 250 - 300 тыс. человек. К этому количеству можно прибавить как минимум половину сотрудников ФСБ, то есть еще 40 тыс. человек.

Каждый серьезный оперативник имеет хотя бы одного штатного осведомителя. В среднем за его услуги приходится платить 6 тыс. руб. в месяц. Получается, что на агентурную деятельность только штатных осведомителей тратится около 25 млрд руб. в год.

Техподдержка

"Деньги на борьбу с терроризмом при профиците бюджета в 200 млрд руб. есть, - говорит бывший прокурор Виктор Илюхин. - Кроме того, у президента есть свой фонд в несколько миллиардов рублей, и пойти они должны на закупку новой техники для электронной разведки и разных экспертиз. Вы даже не представляете, как мы в этом вопросе отстали от развитого мира!"

С Виктором Илюхиным согласен начальник сектора отдела N 20 ФГУП "Дельта" Сергей Клейменов. "Дельта" выпускает рентгенотелевизионные интроскопы (РТИ) для досмотра багажа пассажиров. Ее продукция стоит до 150 тыс. руб., а зарубежные аналоги в несколько раз больше - до 500 тыс. руб. Но есть и образцы, которые тянут на $1 млн каждый. К примеру, фирма "Ист Лайн", занимающаяся авиационной безопасностью аэропорта Домодедово, каждый год тратит на новое оборудование до $2 млн. Всего же сертифицированных аэропортов в России более 100. На то, чтобы в каждом из них поставить хотя бы по десятку новых зарубежных РТИ, потребуется не меньше 30 млрд руб.

Конечно, техническая безопасность аэропортов - дело их владельцев. Однако на этом примере видно, насколько дорого она обходится. А если учесть, что силовым структурам помимо РТИ нужны и газоанализаторы, и металлоискатели, и средства электронной разведки, и экспертные лаборатории, и современное вооружение, и средства передвижения, то получается, что на техническое переоснащение спецслужб может уйти до 150 млрд руб.

Замок на границу

В последнем телеобращении к нации Владимир Путин заявил о необходимости укрепления госграницы. Понятно, что самая проблемная территория здесь - Северный Кавказ, о чем свидетельствуют и официальные документы. В принятой в 2003 году федеральной целевой программе по обустройству госграницы до 2006 года укрепление границы на Северном Кавказе признано приоритетной задачей. В настоящее время на чеченском, дагестанском и ингушском направлениях сооружаются 29 погранзастав. В 2007 - 2010 годах на всем протяжении границы планируется развернуть еще 43 заставы. Соответственно, к 2010 году в горах Северного Кавказа дополнительно появится семь погранот-рядов. В результате численность погранвойск в регионе увеличится более чем на 5 тыс. человек. Таким образом, командование погранслужбы ФСБ рассчитывает довести здесь зону ответственности одной погранзаставы в среднем до 7 - 10 км, в то время как этот показатель по всей сухопутной границе России составляет сейчас около 20 км. По словам замглавы погранслужбы ФСБ генерал-лейтенанта Александра Манилова, строящиеся заставы оборудуются современными техническими средствами, включая специальные инженерные комплексы и приборы ночного видения. Специально для подготовки пограничников уже в этом году в Ставрополе будет сформирован объединенный учебный центр, где будут проходить обучение как пришедшие на службу контрактники, так и призывники (предпочтение при приеме на службу будет отдаваться местным жителям).

Сейчас в среднем обустройство 1 км госграницы обходится в 1 млн руб., однако в условиях гористой местности этот показатель возрастает в два-три раза. Таким образом, в обустройство всей границы на Северном Кавказе необходимо будет вложить почти 3 млрд руб.

Впрочем, эта цифра не окончательная. Для оказания помощи пограничникам Минобороны до конца этого года должно завершить формирование на Северном Кавказе двух бригад спецназа, предназначенных исключительно для действий в горах. Кроме того, немалые средства предстоит освоить Федеральной миграционной службе, где сейчас разрабатывается техзадание на создание единой автоматизированной системы миграционного контроля, терминалы которой должны быть установлены на всех имеющихся 449 пограничных пунктах пропуска.

Итого, у нас получается, что структурам, непосредственно отвечающим за безопасность граждан и противостоящим терроризму, в следующем году понадобится сумма, близкая к той, что заложена в бюджете (напомним, это 227 млрд руб.). Иными словами, вроде должно хватить. Однако наши выкладки нельзя считать окончательными, какие-то моменты мы по понятным причинам не учли. К тому же, как, к сожалению, показывают последние события, ситуация в стране меняется стремительно, и запросы силовиков могут вырасти. Впрочем, и бюджет на следующий год еще не утвержден.

***

Как РОСЛИ РАСХОДЫ После терактов 11 сентября 2001 года в бюджете США появилась отдельная строка, в которой учитываются расходы на борьбу с терроризмом и внутреннюю безопасность. В 2004-2005 бюджетном году администрация США предлагает выделить на эти цели $40, 2 млрд, которые будут перечислены министерству внутренней безопасности. Еще около $30 млрд получат на проведение антитеррористических мероприятий и укрепление безопасности власти отдельных штатов и крупных городов, министерство здравоохранения, министерство образования и другие федеральные ведомства. Таким образом, расходы на предотвращение терактов и внутреннюю безопасность в 2004-2005 году в целом должны составить $70, 2 млрд. В 2003-2004 бюджетном году, который заканчивается 30 сентября, расходы на эти цели достигли около $60 млрд. Часть расходов, направленных на предотвращение терактов, носят разовый характер. Так, в январе 2002 года конгресс выделил на 2001-2002 бюджетный год дополнительно $60 млрд на борьбу с терроризмом внутри страны и за рубежом, преодоление последствий терактов 11 сентября и помощь пострадавшим от терроризма.

Борьба с терроризмом и укрепление безопасности в США включают в себя увеличение штатной численности сотрудников спецслужб, таможни, иммиграционного ведомства и береговой охраны, расширение агентурной сети спецслужб в стране и за рубежом, усиление мер безопасности стратегически важных объектов. По прогнозам американских экспертов в области безопасности, к 2011 году совокупные годовые расходы федерального бюджета на борьбу с терроризмом и внутреннюю безопасность достигнут $150 млрд.

Расходы правительства Великобритании на борьбу с терроризмом после 11 сентября 2001 года почти удвоились. В 2001 году на эти цели в бюджете было заложено ?950 млн ($1, 6 млрд), а в проекте бюджета на 2005 год предлагается выделить ?1, 8 млрд ($3, 1 млрд). К 2008 году правительство планирует увеличить ежегодные расходы на борьбу с терроризмом до ?2, 1 млрд ($3, 7 млрд). Эти средства пойдут на увеличение штатной численности и агентурной сети британских спецслужб MI-5 и MI-6, а также спецподразделений британской полиции, введение внутренних удостоверений личности для британских граждан, повышение антитеррористической готовности национальной системы здравоохранения.

В 2004 году фактические расходы на оборону и национальную безопасность Израиля составили 56, 3 млрд шекелей ($12, 5 млрд), хотя изначально в бюджете на эти цели было выделено 47 млрд шекелей ($10, 4 млрд) - 19, 2% всех госрасходов. Расходы на оборону включают в себя военные операции на палестинских территориях, внедрение систем безопасности на транспорте, а также строительство защитной стены на палестинских территориях. Когда в 2002 году было принято решение о строительстве стены, предполагалось, что ее возведение обойдется в $1 млн за километр, а протяженность составит около 200 км. В январе 2004 года выяснилось, что фактические расходы составляют около $2, 2 млн за километр, а протяженность должна составить более 800 км.

Правительство Германии после 11 сентября 2001 года объявило о выделении $1, 4 млрд дополнительных средств на борьбу с терроризмом. Деньги были потрачены на увеличение штатной численности контртеррористических подразделений полиции и бундесвера на 2320 человек, расширение агентурной сети спецслужб, внедрение новых систем контроля на транспорте. Эти средства были получены за счет повышения акцизов на табачные изделия и налогов на сделки по отдельным видам страхования. В мае 2004 года в Канаде вступил в силу закон "Об общественной безопасности" (Public Safety Act), который предусматривает усиление мер безопасности на воздушном и морском транспорте, увеличение штатной численности королевской конной полиции (RCMP, аналог российских внутренних войск, национальная гвардия), Службы разведки и безопасности (CSIS), Агентства по охране границы (CBSA), создание Объединенного центра оценки национальной безопасности (Integrated National Security Assessment Center - INSAC). Всего в 2004-2009 годах правительство Канады планирует потратить $12 млрд на борьбу с терроризмом и укрепление безопасности страны. Правительство Сингапура отреагировало на теракты, произошедшие 11 сентября 2001 года в США, резким увеличением расходов на безопасность. Так, в 2004 году на эти цели выделено $1, 5 млрд (на 10% больше, чем в 2001-м), оборонный бюджет вырос на 5, 1% и достиг $5 млрд.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости