В Москву с официальным трехдневным визитом прибывает президент Республики Корея Но My Хен. В Москву Крутой Но (так корейского лидера именуют сторонники) приедет с сильной бизнес-командой - корейцы заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Россией. Среди членов команды - главы корейских промышленных групп "Самсунг" и "Эл Джи", председатели Торговой палаты РК и Корейской федерации предпринимателей. Накануне отлета в Москву г-н НО МУ ХЕН ответил на вопросы "Времени новостей". Беседу южнокорейский президент начал с выражения соболезнования народу России в связи с событиями в Беслане.
- Чего вы ждете от сегодняшней встречи на высшем уровне?
- Мы многого достигли за 14 лет после установления в сентябре 1990 года дипломатических отношений между нашими странами. В результате нынешних переговоров мы поднимемся еще на одну ступень в развитии партнерских отношений. Мы с президентом Владимиром Путиным планируем подписать соглашение об установлении новых двусторонних отношений. Наши переговоры будут касаться планов сотрудничества и объединения усилий для стратегического развития Россией Сибири, установления мира в Корее и процветания в северовосточной Азии.
Я жду плодотворных переговоров относительно планов взаимовыгодного сотрудничества в сферах двусторонней торговли, природных ресурсов и энергетики, соединения Транскорейской и Транссибирской железных дорог, изучения космических технологий и телекоммуникаций. Надеюсь, мы подготовим почву для расширения культурного и кадрового обмена.
- Что же препятствует расширению экономических связей?
- За последние годы объемы торговли росли быстрыми темпами, в 2003 году они достигли 4,2 млрд долл. Выросли инвестиции в Россию наших крупнейших предприятий. Но потенциал сотрудничества не исчерпан. Тормозом явилась неурегулированная проблема внешнего долга (Россия должна Южной Корее с советских времен около 2 млрд долл. - Ред.). В прошлом году правительства обеих стран обсудили план взаимовыгодного решения этого вопроса. Думаю, это откроет путь быстрому развитию торговых и инвестиционных связей.
Конечно, потребуется еще много усилий. Надо решить массу проблем в области торговли, с которыми сталкиваются наши бизнесмены, - это таможенные трудности, недостаток информации о состоянии рынка, проблемы при получении визы, несовершенство системы кредитования. Инвестициям мешают несовершенство законодательства и трудности при регистрации лицензий. Желательно проводить дружественную политику в области налогообложения. Надеюсь, что после вступления России в ВТО процедуры регулирования торговли и инвестиций будут усовершенствованы, будет обеспечена большая прозрачность. И тогда торгово-инвестиционные связи начнут развиваться быстрыми темпами.
- Каковы перспективы военно-технического сотрудничества?
- После установления в 1990 году дипломатических отношений между нашими странами было подписано соглашение в области военной промышленности. С того времени идет поставка российской техники, это важный вклад в двусторонние отношения. Надо объединять наши достижения в военно-промышленной отрасли - то есть российские технологии плюс корейский капитал.
- Почему до сих пор не реализованы проекты соединения Транскорейской и Транссибирской железных дорог?
- Соединить Транссибирскую и Транскорейскую дороги обещал еще прежний президент Ким Дэ Чжун. Реализация этого проекта важна. Но не менее важным мы считаем и участие в этом проекте Северной Кореи. Для успеха надо тщательно подготовиться. Для увеличения объемов перевозимых грузов надо выбрать удобные маршруты и выделить средства для восстановления изношенных отрезков железной дороги на территории Северной Кореи. При решении этих проблем нам потребуется помощь Пхеньяна.
- Каковы перспективы проведения газопровода из Сибири до Корейского полуострова?
- Огромные энергетические запасы Дальневосточного региона и Восточной Сибири могут обеспечить процветание в северо-восточной Азии. После открытия Ковыктинского газового месторождения Россия, Китай и Республика Корея начали разрабатывать проект строительства газопровода через Китай и Желтое море. В ноябре прошлого года между тремя государствами были закончены все экономические расчеты, правительство России дало согласие на осуществление проекта. При этом российское правительство начало разрабатывать планы развития Сибири, где находится Ковыктинское месторождение, а также создания на востоке страны единой системы газоснабжения. Как только программа разработки газовых месторождений в Восточной Сибири будет составлена, Корея и другие страны, имеющие отношение к проекту строительства газопроводов, смогут приступить к работе.
- Прошло три года после первой встречи на высшем уровне между Севером и Югом Кореи. Ожидают ли в Сеуле ответного визита северокорейского лидера Ким Чен Ира?
- Несмотря на сложность ситуации в отношениях между Севером и Югом, например я имею в виду ситуацию с ядерным оружием, мы основательно работаем над продвижением мирной политики. Идет работа над преобразованием промышленного комплекса, готовится соединение железнодорожных путей, развиваются туристические маршруты в горах Кымган. Я надеюсь, что визит Ким Чен Ира в Сеул и вторые переговоры на высшем уровне помогут нам достичь соглашения по вопросам, которые обсуждались на прошлой встрече в июне 2000 года в Пхеньяне. Для проведения следующих переговоров между Севером и Югом необходимо выполнение некоторых условий, таких, например, как прояснение проблемы ядерного вооружения.
- Пхеньян действительно владеет ядерным оружием?
- Я допускаю, что Северная Корея способна произвести небольшое количество ядерного оружия. Но утверждать, что она обладает реальными запасами такого оружия, я не могу. Важно, что в Северной Корее есть программа производства ядерного оружия, и ее дальнейшую разработку необходимо как можно скорее прекратить. Мы намерены развивать экономическое сотрудничество с Северной
Кореей, чтобы компенсировать уничтожение этой программы.
В ноябре грядут выборы президента США, вопрос о проведении шестисторонних переговоров о ядерном оружии так и не решен, поэтому именно сейчас трудно ждать прогресса в этом направлении. И все же Республика Корея, Россия и все страны, которые имеют отношение к этому вопросу, должны прилагать больше усилий для мирного разрешения ядерной проблемы в Северной Корее.
- Сеул заявляет о желании наладить региональное сотрудничество в северо-восточной Азии, какая роль здесь отводится России?
- Наша политика ориентирована на создание в регионе прочной основы для благополучия. Однако нужно считаться с тем, что ядерная угроза стала причиной конфликтов в северовосточной Азии. Региону нужна долгосрочная стратегия развития, надо активизировать дипломатическое сотрудничество, работать над обеспечением безопасности. Надо укреплять экономику, развивать энергетическую инфрастуктуру и железные дороги, расширять культурный обмен.
Россия занимает в этих планах очень важное место. Наши общие задачи - это взаимопонимание по вопросам освоения энергетических ресурсов, соединения железных дорог, освоения Восточной Сибири. Совершенно точно, что в нашем регионе можно создать экономическое сообщество на основе тесного сотрудничества России с Республикой Корея, Китаем, Японией и Северной Кореей в области энергетики. Соединение Транссибирской и Транскорейской железных дорог поможет наладить транспортные перевозки и повлияет на ход реформ, направленных на открытие Северной Кореи, на мирное решение проблемы ядерного оружия. Россия для нас важный стратегический партнер еще и потому, что она открывает нам путь в Евразию.