Хватит ли денег авиапрому, чтобы выжить
ДЛЯ поддержки авиапрома в 2005 году на разработку и производство гражданской авиатехники из госбюджета будет выделено 6 миллиардов рублей. Это приблизительно в три раза больше, чем в 2004 году. Однако многие участники рынка считают такую сумму явно не достаточной. По их мнению, выделяемые из бюджета средства не смогут решить проблему обновления парка гражданской авиатехники.
В последние годы авиационная промышленность имеет штучное производство. В действительности оно составляет 10-11 машин, и то они делаются "на коленке" и положение с гражданской авиационной техникой на сегодня совершенно ненормальное, считает руководитель департамента оборонных отраслей промышленности министерства промышленности и энергетики Юрий Коптев.
В свою очередь эксперты лизинговых компаний также придерживаются мнения, что суммы в 6 миллиардов рублей на разработку и производство новых самолетов будет мало. На самом деле лизинговые компании, которым была оказана государственная поддержка, просили у правительства прошедшим летом средств ровно в два раза больше. По подсчетам этих компаний для того, чтобы организовать на предприятиях серийное производство хотя бы 60 самолетов, необходимо привлечь еще 500-600 миллионов долларов в виде кредитов. Надо отметить, что, по прогнозам Минтранса России, до 2008 года российским авиакомпаниям понадобится около 180 новых лайнеров. Что же касается выделенных государством 6 миллиардов рублей, то на них в 2005 году можно будет построить только пять новых дальнемагистральных самолетов.
Между тем Юрий Коптев считает, что для развития лизинга авиационной техники необходимо разработать поправки к ряду законов РФ. Суть этих поправок состоит в том, чтобы самолеты могли стать объектами залога под кредиты банков. Кроме того, в качестве форм государственной поддержки авиационного лизинга планируется использовать увеличение уставного капитала лизинговых компаний, что в свою очередь приведет к стабильной работе этих компаний, без дополнительного бюджетного финансирования на возвратных лизинговых платежах, отметил руководитель департамента. Также для лизинговых и авиационных компаний предусматривается субсидирование некоторых затрат по лизинговым платежам и выплате соответствующих процентов по кредитам на приобретение самолетов российского производства и государственные гарантии под привлеченные финансовые средства.
Возможно, эти меры смогут вывести из штопора одну из стратегических отраслей российской экономики. В результате чего авиакомпании наконец-то получат возможность приобретать отечественные самолеты, а не западную авиатехнику, причем, как правило, без уплаты таможенных пошлин.