Вчера председатель правительства России Михаил Фрадков подписал постановление о сокращении количества мигалок на автомобилях и о праве на спецномера. В результате реформы всего 69 из 1000 официальных лиц лишатся этой привилегии. Больше всех пострадали депутаты Государственной думы - отобранные у парламентариев спецсигналы отдадут спецслужбам. Полный список номеров и их серий, которым разрешены проблесковые маячки, опубликован на сайте gzt.ru. Но в постановлении не прописано, как правоохранительные органы будут бороться с нелегальным использованием водителями мигалок: по всей видимости, список номеров, которым они разрешены, сотрудникам ГИБДД придется учить наизусть.
Михаил Фрадков продолжил дело Михаила Касьянова
На сегодняшний день, по официальным данным, право на использование мигалок имеют около тысячи чиновников разного ранга, депутатов и представителей спецслужб (см. таблицу). Но не секрет, что проблесковыми маячками в России оснащены десятки тысяч автомобилей. Первая попытка навести порядок в использовании спецсигналов и номеров была предпринята тогдашним премьером Михаилом Касьяновым в 2002 году: в январе он распорядился сократить количество мигалок с 1800 до 1100 штук, а в апреле - до 600. Но распоряжение осталось невыполненным.
Инициатором очередной кампании против автомобильных спецсигналов стал депутат Госдумы и глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: с его подачи 11 апреля 2003 года депутаты приняли в первом чтении законопроект о сокращении числа мигалок в 50 раз. Но на этот проект немедленно появилось отрицательное заключение и администрации президента, и правительства.
На прошлой неделе мэр Москвы Юрий Лужков разразился гневной тирадой на заседании городского правительства: "Любой прыщ сегодня едет с мигалкой, их количество надо довести до двух-трех". Но в правительстве России не решились на такие радикальные меры.
Кому разрешили мигать
Вчера председатель кабинета министров Михаил Фрадков подписал постановление N 482, указав перечень должностных лиц, имеющих право на установление мигалки. Абсолютно легально спецсигналами могут пользоваться автомобили "скорой помощи", пожарной охраны, милиции, военной автоинспекции, службы специальных перевозок Банка России и Гохрана России, службы специальной связи и Федерального государственного предприятия "Связь-безопасность" Мининформсвязи России, органов прокуратуры, наркоконтроля, службы судебных приставов. На долю МВД выделено 230 мигалок вместо прежних 200, Минобороны досталось 19, (на 4 больше), ФСБ - 95 (раньше - 90), другим силовым подразделениям - по 5-8, МИД (автомобили диппочты) - 15.
Кроме того, мигалки остаются у руководителя и сотрудников администрации президента, секретаря Совета безопасности, госсекретаря Союзного государства, членов правительства РФ, председателя Центробанка, глав всех силовых структур, руководителя Совета Федерации, руководителей Госдумы и думских фракций, первых лиц Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, главы ЦИК и Счетной палаты, у высших должностных лиц субъектов Федерации, полпредов президента в округах.
Спецсигнал также оставили председателю правления ОАО "Газпром" Алексею Миллеру, председателю правления РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу, президенту ОАО "Российские железные дороги" Геннадию Фадееву.
Итого, на высших чиновников, представителей Совета Федерации и Госдумы, на прокурорских работников и судей выделили 308 мигалок, на представителей спецслужб - 623 (в общей сложности 931). Таким образом, количество разрешенных спецсигналов сократилось всего на 69 единиц (мигалки спецслужб, как и прежде, не учитываются).
"Фрадков просто перераспределил спецсигналы"
Депутат Госдумы Виктор Похмелкин рассказал Газете: "Я думаю, что это постановление Фрадкова - уход от проблемы вместо ее решения. Дума приняла в первом чтении поправки к закону "О безопасности дорожного движения", в котором сказано, что спецсигналы могут быть установлены только на автомобилях, которые выполняют оперативную работу. Власти считают, что депутаты лезут не в свое дело. Поэтому Фрадков просто перераспределил спецсигналы, и что самое главное, не ушел от ведомственного принципа. В ведомствах мало кто контролирует использование спецсредств. Недавно Генпрокуратура обнаружила, что МВД использовало спецсигналы на автомобилях, которые использовались для охраны коммерческих грузов - это вообще прямое нарушение законодательства. В результате у нас около 3 тысяч машин используют спецсигналы легально, а незаконно, думаю, в три раза больше".
Первые буквы алфавита
В постановлении утвержден и перечень должностных лиц, органов государственной власти и организаций, которые имеют право ездить на машинах со спецномерами. Номера серий А-АА, В-АА, А-АВ А-АС, А-АМ, А-АО, А-АР, А-АС будут устанавливаться на автомобили лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с федеральным законом "О государственной охране" (полный список на сайте gzt. ru).
С такими номерами, в частности, будут ездить гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов, ректор Финансовой академии при правительстве РФ Алла Грязнова, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир May, гендиректор ГТК "Россия" Андрей Тюрин, председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев, гендиректор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Валерий Окулов, президент концерна "Росэнергоатом" Олег Сараев.