Крупнейший на Дальнем Востоке кинофестиваль "Амурская осень" перешел экватор. Завершив основную часть культурной программы в Благовещенске, участники и гости кинофорума форсировали на пароме Амур-батюшку и высадили "звездный" десант на китайском берегу. Впереди - АНИ российской культуры в Харбине и Пекине. Накануне отъезда российской делегации в КНР эксклюзивное интервью корреспонденту "Гудка" дал председатель оргкомитета фестиваля мэр Благовещенска Александр КОЛЯДИН.
- Александр Михайлович, итоги фестиваля подводить еще рано, тем не менее спрошу: вы удовлетворены ходом фестиваля?
- Основная задача, которую мы ставили перед собой, начиная этот проект, - приобщить людей, живущих на Дальнем Востоке, к тому пласту культуры, который им недоступен. Ведь в основном у нас выступают местные артисты, иногда -из Хабаровска, Владивостока. А что касается культурных десантов из столицы - это очень редкое явление. И то, как благовещенцы встречают приезжающих артистов, как им это интересно, вы видите по наполняемости залов. Они смогли соприкоснуться с высокой культурой, а значит, задача, которую мы поставили, успешно реализуется.
- "Гудок", как вы знаете, является информационным партнером фестиваля "Амурская осень"...
- Да, я читал статью, посвященную открытию кинофорума. "Гудок" к нам приходит, и мы его, конечно, читаем. Ваша газета стоит на державных позициях, а другой позиции у газет я не понимаю и не принимаю. К сожалению, сегодня многие СМИ работают на основе коммерческого интереса, по сути дела, превращаясь в источник дешевых сенсаций. А ведь основная задача газет, как бы мы ни относились к Ленину, быть серьезным агитатором и пропагандистом.
Я несколько раз с нашими СМИ встречался, разговаривал. Говорю: "Ребята, у вас одно и то же - убили, украли, авария, там плохо, здесь грязно..." Такую чернуху гонят, чтобы поднять тираж газеты, а в то же время серьезные, политические вещи они не комментируют, аналитических материалов нет. Поэтому я только поддерживаю, когда газета ведет пропагандистскую работу, а не просто вбрасывает информацию. И мне импонирует позиция "Гудка". Мы должны через газеты рассказывать людям о том, что происходит в экономике, культурной и духовной жизни страны. Ведь простому человеку трудно разобраться в этих процессах. К сожалению, сегодня очень мало таких газет, как ваша, которые стоят на державных, государственных позициях. А это, по-моему, главная задача прессы.
- Кинофестиваль "Амурская осень" - не только мощная культурно-просветительская акция, но и один из факторов экономического развития Дальневосточного региона. Известно, что он проводится целиком на спонсорские средства, без бюджетных затрат. Как вам удалось убедить предпринимателей инвестировать деньги в этот проект?
- Экономика - это многоплановое понятие, в ней все взаимосвязано. Ведь бизнес не может существовать сам по себе, отдельно от общественной и культурной жизни, он обязательно должен воспитывать потребителя. Если не будет потребителя, и бизнес никому не будет нужен. Так что фестиваль "Амурская осень" работает еще и на воспитание потребителя. И предприниматели, которые спонсируют форум, понимают, что подращивают себе потребителей, которые будут в дальнейшем потреблять услуги театра, кино, общепита и так далее.
Если в городе происходят такие события, как "Амурская осень", сюда тянется молодежь. А это приток рабочей силы, это развитие потенциала города. И предприниматель, вкладывая деньги в этот фестиваль, в итоге вкладывает в свой бизнес. Отрадно, что подавляющее большинство городских предпринимателей понимают это.
- Благовещенск - это форпост России на Дальнем Востоке, приграничный город. Побродив по нему, я увидел много китайских товаров, китайских рабочих на строительных площадках. Насколько велика угроза тихой экспансии сопредельного государства?
- Потенциально такая угроза существует, но все зависит от того, как мы с вами будем любить свою Родину. Можно любить ее потребительски: нам нужно, чтобы здесь были товары, давайте брать их из соседнего Китая. Что в основном и делается. Можно любить Родину, организовывая митинги. Так вот, когда две составляющие -потребительское отношение и любовь к митингам - сойдутся, тогда точно будет экспансия. А можно любить Родину, развивая собственное производство. Когда мы будем думать об экономике, развивать свои производства, создавать рабочие места, вот тогда этой экспансии не будет.
К сожалению, у нас не все законы адекватны сегодняшней ситуации, некоторые настолько консервативны и заскорузлы, что тормозят развитие, а некоторые настолько революционны, что открывают в экономике такие дыры, которые мы ничем не можем заделать. Возьмите ситуацию с тем же металлоломом, воруют провода, рельсы, оконные решетки, вывозят из деревень все металлическое. И все это продолжается не один год. То есть законодатели поправочки какие-то внесли, но суть закона не изменилась. Еще один яркий пример - таможенные комитеты. Не зря же есть шутка: чем больше узнаю таможенников, тем больше уважаю гаишников. Ведь там много таких моментов, которые отданы на усмотрение инспектора. И инспектор "усматривает" в своих интересах. Я не буду перечислять детали, но очевидно, что мы-то здесь ближе к таможне и могли бы регулировать эти процессы, но они зарегулированы в Центре. И вот мы стоим сбоку, наблюдаем и констатируем факты нарушения - и все. А народ воспринимает любую власть как местный орган самоуправления. И делает выводы.
Хорошо, что у нас в стране появилась такая политическая фигура, как Президент Путин.
- Как корреспондент главной транспортной газеты России не могу не спросить вас о значении транспортной составляющей в экономике города и региона в целом.
- У нас в Благовещенске есть и товарная, и пассажирская станция, но не узловая, а ветка. Поезд Благовещенск -Владивосток ходит до Белогорска, где узловая станция, там вагоны включаются в состав поезда Москва - Владивосток. А на Владивосток ходит наш местный поезд Благовещенск -Владивосток. Ну и местные поезда, которые бегают по Амурской области, конечно, востребованы.
На ваш вопрос я бы ответил так: деньги - это кровь экономики, а транспортные коммуникации - это артерии, по которым эта кровь движется, поэтому чем лучше транспортные артерии, тем лучше работает экономика. Развитие любого вида транспорта, в том числе и железнодорожного, - это всегда плюс для любого региона. Понятно, что со сдачей в эксплуатацию участка федеральной трассы Чита - Хабаровск небольшие партии грузов стало экономичнее перевозить автомобильным транспортом. Но основные объемы грузов автомобильным транспортом не перевезешь, это можно сделать только по железной дороге. Поэтому очень большие ресурсы у железной дороги как транспортного коридора "Восток -Запад".
И еще один момент: в свое время была построена Байкало-Амурская магистраль, которая ориентирована на сырьевые запасы нашего региона. Понятно, что для решения этой задачи одного БАМа мало. Если продолжить сравнение с артериями, то БАМ - это главная артерия, а вот ветки - это капилляры. Артерия без капилляров не будет работать, поэтому нужны ветки, которые пойдут к месторождениям.
- Кинофорум "Амурская осень" в этом году в прямом и переносном смысле слова расширил свои границы и работает уже в международном формате. Как вам кажется, какие возможности еще не до конца использованы? Каким вам видится фестиваль "Амурская осень" 2005 года?
- Сам формат кинофорума, наверное, вряд ли может существенно поменяться. А вот что будет меняться, так это состав участников. Если на фестиваль будут приезжать одни и те же артисты, он перестанет быть привлекательным для жителей города. Если будут разные люди, он всегда будет востребован. Также в программе фестиваля должны ежегодно появляться какие-то новые элементы. Так, в этом году появился конкурс антрепризных спектаклей, что достаточно ново и нехарактерно для формата кинофестиваля. Но и вполне естественно, ведь лучшие киноактеры сегодня играют в антрепризе.
Еще один новый этап в развитии форума - Дни российской культуры в Китае. Мы хотим, чтобы они вошли в традицию. В Благовещенске прошла презентация китайских фильмов, и нашим зрителям они очень понравились и по режиссуре, и по содержанию. Следовательно, эти фильмы могут быть востребованы на российском рынке. В свою очередь мы везем фильмы к ним, министерство культуры Китая проявило большой интерес к современному российскому кино.
Благовещенск.
***
Развитие любого вида транспорта, в том числе и железнодорожного, - это всегда ПАЮС для любого региона.