МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАШИ СОСЕДИ ЖИЛИ БОГАТО

Министр иностранных дел Литвы АНТАНАС ВАЛИОНИС в интервью нашему корреспонденту рассказывает о состоянии и перспективах литовско-российских отношений.

- Складывается впечатление, что на успешно развивающееся сотрудничество между Литвой и Россией в последнее время, что называется, "легла тень". Так ли это?

- Оценивая российско-литовские контакты, не хотелось бы употреблять такие выражения, как "тень" или "охлаждение". Просто после вступления Литвы в Европейский союз и НАТО мы переживаем период, когда во взаимоотношениях надо уяснить некоторые принципиальные моменты. Литва готова к деловому и конструктивному диалогу, основанному на взаимном уважении и обоюдном соблюдении интересов друг друга. Конечно, касаясь актуальных вопросов двустороннего сотрудничества, Литва и Россия не избегали и впредь не будут избегать проблемных вопросов.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние литовско-российских отношений?

- Обе стороны действительно приложили много усилий и создали атмосферу добрососедства. Думаю, что как мы в Литве, так и наши партнеры в России ощущают долг общей ответственности, чтобы эти отношения и впредь оставались благополучными. Став членом ЕС и НАТО, мы переносим опыт и принципы конструктивного сотрудничества с Россией в контекст более широких отношений.

- Какие самые важные задачи стоят сегодня перед Москвой и Вильнюсом?

- Прежде всего хотелось бы отметить открывающиеся более широкие возможности экономического сотрудничества. Инвестируя в Литву, российские субъекты, думаю, отлично понимают, что, после того как Литва стала членом ЕС, сотрудничество с ней является и участием в широком рынке ЕС. Упростились условия торговли, не осталось разницы между экспортом в Литву или, скажем, в Германию, Польшу. В связи с этим появляются реальные перспективы для реализации серьезных инфраструктурных, природоохранных проектов, непосредственно связанных с границей ЕС и России. Неизбежно будет углубляться и двустороннее сотрудничество в борьбе с организованной преступностью, терроризмом. Литва искренне заинтересована в экономическом и социальном развитии Калининградской области.

Я уверен, что дальнейшее сотрудничество между Литвой и Россией, несмотря на некоторые излишние эмоции, будет продолжаться в спокойном и конструктивном русле, отношения будут строиться на взаимопонимании, учете интересов обеих сторон.

- Как будет развиваться сотрудничество с Калининградской областью?

- Мы не ставим под сомнение территориальную принадлежность Калининградской области России. Сотрудничая с ней, Литва накопила солидный опыт. Развивая дружеские и взаимовыгодные отношения с соседней частью России, Литва создала структуры сотрудничества различных уровней: Совет долгосрочного сотрудничества между регионами Литовской Республики и Калининградской областью, межпарламентский форум. Следует отметить, что эти институты весьма важны для укреплении взаимопонимания. Но самое главное, чтобы инициативы сотрудничества, выдвигаемые областью, ее жителями, действующими там неправительственными организациями, получали поддержку. Довольно активное сотрудничество уездов и самоуправлений Литвы с партнерами в Калининградской области, а также деятельность еврорегионов и неправительственных организаций - примеры этого сотрудничества.

В ЕС появляется все больше информации о Калининградской области, она формирует интерес, инициативы. Нам удалось обратить внимание на основной вопрос будущего Калининградской области - экономическое и социальное развитие. Мы желаем, чтобы наши соседи жили богато, в безопасности, сотрудничали с нами, поляками, латышами, скандинавами. Только власти России могут создать в Калининградской области благоприятные условия для экономического развития, инвестирования, чтобы область была открыта региональному сотрудничеству, это позволило бы ей воспользоваться расширением ЕС, происходящими по соседству с ней процессами экономического роста. Почему бы не позволить этой самой отдаленной в западном направлении части России иметь больше? ЕС, думаю, готов способствовать экономическому и социальному развитию Калининградской области. На саммите ЕС - РФ в Москве 21 мая руководителям России было предложено начать подготовку плана совместных действий, нацеленных на экономическое и социальное развитие Калининградской области. Как видите, я не касался транзита.

- Вопросы транзита российских граждан между Калининградской областью и остальной частью РФ решены, но российская сторона выдвигает новые требования. Как вы оцениваете положение в этой области?

-Хочу подчеркнуть, что ЕС выполнил все обязательства по вопросам калининградского транзита, принятые совместными заявлениями ЕС - РФ от 11 ноября 2002 года и 27 апреля 2004 года. Думаю, все мы одинаково воспринимаем тексты этих заявлений. Это мой ответ и на появившиеся в последнее время обвинения, что якобы Литва нарушает соглашения между ЕС и Россией. Система транзита граждан России успешно действует. Если возникают вопросы технического характера, они оперативно решаются. Не следует забывать, что весь этот механизм упрощенного транзита финансирует ЕС, а он действительно не из дешевых. О том, что система действует хорошо, свидетельствует постоянно увеличивающееся число граждан РФ, следующих транзитом: в июле - августе 2003 года транзитными поездами ехали 144, 8 тысячи, а за тот же период нынешнего года - уже 206, 5 тысячи пассажиров. ЕС выполнил обязательства, связанные с транзитом товаров, уменьшив административные затраты на таможенное оформление. Российские предпринимательские структуры могут заблаговременно по компьютерной связи декларировать товары таможне Литвы, таким образом экономя как деньги, которые раньше тратили на услуги таможенных посредников за подготовку деклараций, так и время пребывания на границе. С другой стороны, мы видим, что Россия еще не готова полностью воспользоваться этой льготой, не создала необходимых условий по свою сторону границы. Во время переговоров по вопросам калининградского транзита Литва придерживалась конструктивной позиции. Но возникает логический вопрос: если наши коллеги в России постоянно выдвигают новые дополнительные требования, то на каком месте, по их мнению, мы остановимся, решая эти проблемы? Если это попытки установить порядок перевозки людей и товаров, основанный на каких-то исключительных условиях "российского внутреннего транзита", тогда мы никогда не найдем выхода из этой ситуации. Кстати, Литва вступила в Европейский союз, а не в Советский Союз, поэтому решения по поводу того, что будет происходить на территории Литвы, прежде всего будут приниматься в Вильнюсе.

- Какова ваша позиция по вопросу о перспективах так называемого транзитного скоростного поезда?

- Исследование о скоростных поездах закончено, в ближайшее время будет обнародовано и представлено российской стороне. ЕС выполнит то, что было обещано России: Россия просила провести анализ использования скоростных поездов, он выполнен. Теперь нужно дождаться, когда будут представлены результаты исследования: выводы о целесообразности, возможностях осуществления, стоимости этого проекта. Тогда и обменяемся мнениями. В настоящее время могу сказать одно: ЕС не откажется от своего права контролировать лиц, следующих по ее территории.

- Как вы оцениваете ситуацию с транзитом грузов?

- Как я уже упоминал, ЕС выполнил обязательства уменьшить административные затраты на таможенное оформление грузов путем внедрения системы заблаговременного декларирования при помощи компьютерной связи. К сожалению, российская сторона, вместо того чтобы воспользоваться этой льготой, начинает акцентировать вопросы, касающиеся расценок действующих в Литве коммерческих структур, таких, как, например, компании страхования автомобилей или таможенных посредников. Но ведь это предприниматели, работающие в рыночных условиях, и их действия не подлежат регулированию административными мерами. Возникшие после 1 мая 2004 года технические проблемы

- простои составов, маневрирование локомотивов - удалось решить усилиями железнодорожников обеих сторон.

На упреки по поводу подорожания транзита могу ответить цифрами, которые официально объявляют российские ведомства: за первое полугодие 2004 года по железным дорогам Калининградской области перевозки грузов по сравнению с таким же периодом прошлого года увеличились на десять процентов. Хочу обратить внимание и на тот факт, что в июне, то есть уже после так называемого "ухудшения транзитной ситуации", Калининградский порт перегрузил товаров на десять процентов больше, нежели планировал.

Одновременно хочу подчеркнуть один существенный момент: литовские и российские дипломаты прилагают усилия, чтобы предпринимателям, включая и перевозчиков, были созданы самые благоприятные условия, но только не за счет других. Попытки создать исключительные условия калининградскому транзиту товаров и тем самым благоприятные условия для российского предпринимательства не должны нарушать экономические интересы ЕС, включая и

Литву.

- РФ желает заключить новый договор о военном транзите...

- Существующий в настоящее время порядок военного транзита действует успешно, и мы не видим необходимости его менять. Хочу напомнить, что военный транзит России осуществляется согласно порядку, утвержденному правительством Литвы. Мы не раз заявляли, что Литва не откажется от своего суверенного права устанавливать этот порядок и принимать решение о выдаче разрешений на каждый случай транзита. Если у российской стороны есть жалобы и замечания по поводу существующего порядка военного транзита, то, замечу, мы неоднократно приглашали говорить не о форме, а о содержании, начиная с конкретных фактов и аргументов, почему следовало бы поменять этот порядок.

- Каковы позиции Литвы по "транзитному коридору"?

- Позиция Литвы по этому вопросу довольно ясно изложена в принятой сеймом Литвы резолюции "О сотрудничестве с Калининградской областью РФ" от 10 сентября 2004 года.

- МИД РФ недоволен деятельностью интернет-сайта "Кавказ-центр". Будет ли он закрыт?

-Литва осуждает любые проявления терроризма и поддерживает международное сообщество в борьбе с этим злом. Поэтому тон заявления МИД РФ для нас неприемлем. Возможно, не всем российским политикам легко понять правовые аргументы, но хочу подчеркнуть, что Литва - демократическое правовое государство. Свобода печати в Литве уважается, ее охраняет Конституция Литовской Республики. В нашей стране политическая власть не управляет прессой, не может запретить деятельность средств массовой информации и по своему усмотрению менять ее руководителей. Поэтому в каждом конкретном случае нарушения закона об информировании общества рассматриваются в порядке, установленном законами. Как по вопросу деятельности названного интернет-сайта, так и по вопросу деятельности "Первого Балтийского канала" решения принимаются правовым путем, а не по указаниям политических властей.

- Как вы оцениваете деятельность литовско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству?

-Деятельность межправительственной комиссии и созданных ею рабочих групп оцениваю положительно. Прежде всего хочу отметить необходимость этого инструмента для двустороннего сотрудничества - на заседаниях межправительственной комиссии обсуждаются вопросы, охватывающие все сферы сотрудничества, проявляются позиции сторон, определяются возможные способы решения проблем. Понимая важность этой комиссии в решении двусторонних вопросов и являясь сопредседателем этой комиссии с литовской стороны, я еще в марте этого года после формирования правительства РФ обратился с письмом к министру иностранных дел России Сергею Лаврову по вопросу назначения в возможно краткие сроки сопредседателя комиссии с российской стороны. К сожалению, сопредседатель этой комиссии российской стороной не назначен до настоящего времени.

- Ваши предложения, пожелания МИД РФ?

- Думаю, нам всегда удавалось решать даже самые сложные вопросы, когда мы учитывали интересы друг друга. Мы достигли действительно немало. Поэтому остается пожелать дальнейших доброжелательных и конструктивных действий. Не сомневаюсь, того же желают и нашему Министерству иностранных дел.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости