Министр ГОРДЕЕВ: "На рыбной отрасли лежит черная метка"

В 2001 году Президент вернул на доработку проект закона о рыболовстве, который "рождался" 8 лет. После этого появилось еще 3 проекта, которые один за другим были отклонены Госдумой. Последний вариант отклонен в декабре 2002 года. С этого момента работа над законом была приостановлена. В июне этого года министр сельского хозяйства создал специальную комиссию и поставил задачу подготовить усовершенствованный вариант федерального закона о рыболовстве, который "стимулировал бы развитие отрасли".

Как мы уже сообщали, в начале сентября министр сельского хозяйства А. Гордеев провел на Сахалине совещание, главная цель которого: обсудить проект закона о рыболовстве. После совещания проект был направлен для рассмотрения в согласительную комиссию Госдумы и Совета Федерации. Далее аппарат Думы будет работать над этим документом, чтобы вынести его на пленарное заседание уже в ноябре 2004 года.

Конспективно приведем выступления, прозвучавшие на Сахалине. То, о чем говорилось как о перспективе, может стать реальностью уже в ближайшие месяцы.

Представитель Президента К. Пуликовский: Остановлюсь на основных положениях законопроекта.

Первое. ОДУ должны утверждаться Минсельхозом в сроки, установленные Правительством.

Если будет обнаружено и научно обосновано отличие от первоначально утвержденного объема ОДУ, Минсельхоз вправе самостоятельно вносить изменения и дополнения в ранее утвержденные величины квот, если увеличение не превышает 20%.

Второе. После принятия закона Минсельхоз утвердит порядок предоставления участков в пользование. В статье 57 проекта приведен перечень основных параметров договора на пользование рыбопромысловым участком, который защитит интересы пользователя от административного произвола.

Третье. Предлагается законодательно утвердить концессионные отношения по промыслу биоресурсов и их разведению.

Четвертое. Назрела необходимость законодательно закрепить статус прибрежного рыболовства. Большинство членов комиссии полагает, что прибрежным рыболовством считается промысел, осуществляемый во внутренних морских водах и терморе, при условии обязательной поставки продукции на территорию РФ. В предыдущем проекте закона было сказано, что продукция должна поставляться в свежем виде в порт приписки и проходить таможенное оформление. Мы эти требования исключили.

Пятое. Переработана глава о контроле и надзоре. Предлагается узаконить отраслевую систему мониторинга и контроля за деятельностью рыбопромысловых судов. Определяется ее конкретная функция.

Руководитель Федерального агентства по рыболовству С. Ильясов: Что касается квот. Очень серьезное идет непонимание. Постановление 704, другие документы не несут полной ясности. Привозят мне протокол региональной комиссии на согласование. Я считаю, что это неправильный подход. Мы не должны согласовывать в Москве эти протоколы.

Регион должен отвечать за ту ситуацию, которая на его территории. Надо отдать ему полностью власть. Иначе теряется возможность оперативно решать вопросы на месте. Рыба, она же не стоит на месте: появилась, ушла. Будем выходить с просьбой, чтобы ряд нормативных документов вместо "белого дома" отдавать напрямую министру, и ряд вопросов отдать регионам.

Что касается научных квот. Мы выходим с инициативой, чтобы в бюджете на 2006-й (на 2005-й уже не получится) были заложены деньги для всех научных работ, а квоты надо использовать по назначению.

Руководитель Федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора

С. Даркверт (этой новой структуре должны быть переданы функции рыбвода по охране рыбных запасов): В нашу службу вошли контрольно-надзорные функции по охране водно-биологических ресурсов.

Органы рыбоохраны на Дальнем Востоке существовали в той форме, в которой они сейчас, последние 50 лет. Теперь время пришло другое. Функции и сами органы претерпят изменения. В нашей федеральной службе предусмотрены территориальные органы, которые будут исполнять контрольно-надзорные функции.

Проблема браконьерства является весьма сложной. Здесь особая роль у взаимодействия всех контролирующих органов. Межведомственная нормативная база существует, но не работает, создавая тем самым предпосылки для браконьерства. Может, здесь сказываются личностные отношения должностных лиц на региональном уровне, прослеживается тенденция закрытости деятельности подразделений. Не буду судить, кто здесь прав.

Думаю, пограничная служба - одна из самых важных. Но мне не совсем понятно: ставные невода и погранслужба. Это не очень связано, особенно там, где границы рядом нет.

Необходимо законодательно закрепить за органами рыбоохраны функции проведения контрольно-проверочных мероприятий непосредственно в районах промысла в терводах. Пограничная служба, федеральная служба по ветеринарному фитосанитарному надзору должны проводить ежегодные совместные проверки территориальных органов рыбоохраны и региональных государственных моринспекций погранслужбы.

Гордеев: Нам придется объединить всех, кто работал и инспектировал в разных областях. Это и ветеринары, и карантинщики, и рыбнадзоры.

Мы с руководством ФСБ договорились создать совместную рабочую группу. Поставлена задача в течение трех месяцев договориться, как правильно скоординировать работу пограничников и новой федеральной службы.

Люди в погонах - это люди государственные. Надо сделать так, чтобы они были заинтересованы работать за зарплату, чувствовали перспективу. И меньше думали о том, что система "самообеспечения" и "подножный корм" - это единственный способ выживания.

Вопросы есть. По прибрежному рыболовству, например: надо ли здесь присутствовать пограничникам, как упростить приход рыбаков из исключительно экономической зоны на российский берег.

Председатель Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров А. Родин: Я, может, скажу крамольную вещь, но "прибрежку" мы сделали искусственно. Она не должна быть в таком виде, потому что мы сами себя ограничиваем во многих вещах.

Баренцево море: мойва заходит в 12-мильную зону, это "прибрежка". Крупные корабли не могут там работать. Не надо себя загонять в тупик. Как мы разделим ту же мойву Баренцева моря? Поэтому здесь надо смотреть внимательно, мы можем себе навредить больше, чем сделать добра. Там и Потапенко пишет с Камчатки об этом, и все остальные...

И по науке. Приватизация институтов - недопустимая вещь. Сырьевые ресурсы по Конституции принадлежат стране, народу, и приватизировать их нельзя.

(Позже Ильясов скажет, что по вопросу с институтами на год дана отсрочка).

Директор ТИНРОцентра

Л. Бочаров: В настоящее время рекомендованный ОДУ на 2005 год превышает 3 млн тонн. Это почти на 250 тыс. тонн больше, чем в 2004 году. Рыб мы ожидаем 2 млн 380 с небольшим тыс. тонн, ракообразных - почти 71 тыс. тонн. Есть моллюски, которых можно добывать 400 с лишним тыс. тонн и т.д.

Распределение промысловых нагрузок по видам биоресурсов крайне неравномерно. К концу 90-х годов величина некоторых ценных в коммерческом отношении объектов (минтай, сельдь, белокорый палтус, окунь и шельфовые виды крабов, креветка гребенчатая, трубачи) приблизилась к ОДУ, а в ряде случаев даже превысила. В то же время ресурсы других видов (сайра, треска, навага, мойва, макрурус, кальмары, глубоководные крабы, морские млекопитающие) недоиспользуются и поныне. Они образуют резерв сырьевой базы рыболовства. У нас треска используется на 67%. Северяне, наверное, при этих словах вздрогнули.

Так вот, структура нашей сырьевой базы не соответствует структуре флота.

То, что надо добывать, мы не можем добывать в большинстве случаев из-за отсутствия необходимого типа судов.

Сырьевой базы для крупнотоннажного флота в дальневосточных морях примерно на 38 %, для среднетоннажного - 39 %, для прибрежного рыболовства - 23 %. Крупнотоннажного флота нужно при этом всего 100 - 110 единиц, среднетоннажного - 500, а для "прибрежки" нужна не одна тысяча малотоннажных судов. Их у нас в первую очередь и нет.

О проблеме приловов. Треть мирового вылова, 30 млн тонн, идет за борт. Мы тут вряд ли можем отнести себя к лидерам, но и не отстаем, поверьте. Решение нам видится в переходе к многовидовым промыслам. Нужно чтобы и приловы, и малоразмерные части улова рассматривались как полноценное сырье. И чтобы были готовы технические средства для их переработки.

Это - задача частично и для ученых. Мы должны обеспечить технологии. В этом направлении работаем.

Здесь говорилось, что научные квоты не должны входить в ОДУ. Согласен, науке не нужны такие большие квоты. Мы нецивилизованно ей помогаем. Был период - 90-е годы, когда не было бюджета в стране, когда надо было спасать науку. Нам давали тонны вместо денег. Но сегодня бюджет с профицитом имеем. Надо переходить на цивилизованную помощь. Не делайте из нас этих самых... Не хочется...

Вице-губернатор Сахалинской области В. Годунов: Необходимо изменить принципы организации и регулирования промысла дальневосточных лососей. Этот вопрос не прописан ни в постановлении N 704, ни в законе, потому что лосось не поддается тем правилам, которые могут быть установлены для промысла других видов рыб. Объемы изъятия лосося должны определять не в рамках ОДУ, а на основании прогнозных оценок научных учреждений с возможностью их корректировки в зависимости от обстановки. Сегодня столкнулись и Камчатка, и Сахалин с тем, что не могли с 11 августа решить вопрос по увеличению ОДУ горбуши. А подходы ее были несколько больше, чем прогнозировалось.

Вице-губернатор Камчатской области А. Чистяков: Я буду говорить только о прибрежном рыболовстве...

В январе 2001 года в приказе Госкомрыболовства впервые появилась строчка: для прибрежного рыболовства Камчатской области. Квота была небольшая - 16 тысяч тонн. Но уже тогда она вселила в рыбаков массу оптимизма. И вот с этого времени началась дискуссия: чем прибрежное рыболовство отличается от рыболовства вообще?

В 2003 году к этому вопросу вернулись при обсуждении концепции развития рыбного хозяйства. Выражение "рыбное сырье" заменили на выражение "рыбная продукция". И появились условия: первое - это ОДУ, второе - 12-мильная зона, значит, внутренние морские воды...

Я считаю, что мы защитили блестящие ресурсы для Камчатской области, которые составляли 160 тыс. качественных квот. В них вошли практически все виды биоресурсов, которые сегодня существуют у берегов Камчатки... Не верилось, что для прибрежников останутся эти 160 тыс. тонн, потому что немедленно началась подковерная борьба за этот серьезный кусок...

Типовое положение написано таким образом, что подразумевало совершенно различные трактовки. Кончилось тем, что Совет народных депутатов Камчатской области, считая, что это Типовое положение носит рекомендательный характер, выпустил свое положение по распределению квот для прибрежного рыболовства. Закончилось все это судом по его отмене. Прокурор посчитал, что наше местное региональное положение должно один к одному копировать Типовое. Наверное, ситуация была бы в полном тупике, если бы не это замечательное совещание у вас (обращается к Гордееву. - Ред.) и не ваше указание от 17 марта, которое все-таки позволило разрулить эту ситуацию, издать приказ от 7 апреля, который и вытолкнул прибрежников в море.

Мы тут же на основании 10 пункта Типового положения подготовили 1500 договоров с нашими рыбаками, которые должны были сдавать рыбу на берег. Договор был типовой, абсолютно один к одному копировал тот договор, который заключался комитетом по рыболовству с рыбаками. Был добавлен только один пункт - сдача рыбной продукции на берег. К нашему удивлению, к нам никто не шел за договорами. В чем дело? Я так понимал, что "Севвострыбвод" не выдаст им рыболовные билеты без этих договоров.

А оказалось, "Севвострыб­вод" вовсю им выписывал билеты на основании приказа. Мы обратились в Главрыбвод: ну как же так? Типовое положение, последний пункт: сдача на берег. Главрыбвод нам разъяснил, что поступает совершенно правильно.

Гордеев: Александр Борисович, прошу прощения. Мы должны говорить не об истории Камчатки, мы ее опишем обязательно, эту историю. Предложения сформулируйте.

Чистяков: Хорошо, я сформулирую предложения. В общем-то, я уже и заканчивал. В этом последнем решении суда звучало, что прибрежное рыболовство - это рыболовство во внутренних водах.

Теперь перехожу непосредственно к закону. На наш субъективный взгляд, закон достаточно умный, продуманный и всеобъемлющий. Впервые появились некоторые понятия, в которых мы очень нуждались, такие как рыбопромысловый участок, прибрежное рыболовство, где, кстати, написано, что прибрежное рыболовство - это все-таки доставка рыбы в охлажденном или свежем виде на берег. Понравилось мне, что, наконец, в статье 44 прописали эту пятилетнюю историю не по рыболовным билетам, а именно по фактическому вылову. Вот эти три концессионных пункта тоже, я считаю, очень правильные, и достаточно интересные.

А предложений у меня только три.

Первое: заменить в 35-й статье "российскую территорию" на, может быть, "берег субъекта Российской Федерации" или хотя бы "российский берег", потому что палуба любого российского судна - это уже российская территория.

Второе предложение по вторичному рынку квот. Если реализуется доля предприятия, находящегося в конкретном субъекте Федерации, то предприятия этого субъекта должны иметь преимущественное право на покупку этой доли. Чтобы тот объем квот, который сегодня закреплен за приморским субъектом РФ, у этого субъекта и оставался всегда.

Третье касается распределения квот для прибрежного рыболовства, это самое главное, почему я так длинно и все рассказывал. Сегодня необходимо рыбакам-прибрежникам наработать какую-то историю.У нас первый год ОДУ, и надо сделать какой-то переходной период, может быть, 3 года, а может быть, 5 лет, и передать управление прибрежным рыболовством, возможно, в совместное ведение. Но таким образом закреплять, как мы закрепили сейчас, это делать нельзя.

Подводя черту под разговором о "прибрежке", Гордеев сказал: Вот видите, у нас, на Камчатке, Совет народных депутатов. Они могут и советскую власть восстановить. И вроде бы будет, может, и правильно для них...

Есть жалобы, Станислав Валентинович (Ильясов. - Ред.), что мы там все-таки по прибрежному рыболовству увеличили тоннажность. Давайте ее уменьшим. Действительно сделаем, чтобы это был тот флот, который привязан к берегу, а не тот, который работает под видом прибрежного, но и перерабатывает, и грузит, еще и в Японию везет. Это поправим.

По приказу я прошу разобраться. Конечно, раз начинается вылов краба, значит, приказ должен быть. Собраться и быстро принять решение. Через три дня, пожалуйста, доложите мне о решении вопроса.

Директор администрации Холмского рыбного порта

Г. Власов: Рыбные порты - неотъемлемая часть рыбопромышленного комплекса. О передаче их в Министерство транспорта и речи быть не может. Я понимаю, лоббирует интересы Минтранса большая группа людей. Но надо стоять на своем. Если рыбные порты передадут в Минтранс, а с ними контроль за безопасностью мореплавания и сохранением жизни на море, то в отрасли пойдет хаос.

Гордеев: Вы правильно обрисовали картину. Если порт действительно рыбный, то это важное звено всего комплекса. Будем эту политику проводить до конца, включая и политический ресурс. Наверное, придется проинвентаризировать рыбные порты. К сожалению, ряд таких объектов утратили свои функции и занимаются сегодня чем угодно, вплоть до торговли нефтепродуктами. Надо такие безобразия прекратить. Тогда к нам будет меньше вопросов.

Далее министр подвел итоги совещания: Не скрою, тяжело вырабатывать новые подходы и законы, согласовывать это с другими министрами, так как на отрасли лежит черная метка. Все считают, что здесь 99% - это люди, работающие на свой карман.

Я вам обещаю, что постараемся сделать стройную систему управления, прозрачную и понятную законодательную базу.

Что касается административной реформы, могу честно признаться, до конца мы сами многого не понимаем... Но если команда будет работать, как рак, щука и лебедь (речь идет о подразделениях Минсельхоза и подведомственных организациях. - Ред.), то просто-напросто таких животных будем резать и делать так, чтобы все в одной упряжке работали...

Здесь прозвучало очень много полезных вещей и довольно конкретных. Обязательно это учтем. У меня пройдет оперативное совещание по итогам сегодняшней встречи. Мы дадим поручения всем нашим службам и специалистам, чтобы они работали в этом направлении. Надеюсь, будем регулярно встречаться. Создана правительственная комиссия по вопросам АПК и рыбохозяйственного комплекса. Многие представители регионов туда вошли на уровне заместителей губернаторов. Будут ежемесячные заседания...

Что касается закона о рыболовстве, используем ресурс "Единой России", чтобы принять его в эту осеннюю сессию...

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости