Северный нефтяной путь
Перевалка нефти через Мурманск выросла в первом полугодии 2004 года на 73% и составила около 4 млн тонн, загрузив четверть нефтеналивных мощностей порта.
За счет нефтеперегрузочного комплекса " Роснефти" - танкера " Белокаменка", установленного на рейде в Кольском заливе в конце 2003 года, быстро увеличился экспорт нефти через незамерзающий баренцевоморский порт. С января по август "Роснефть", используя выстроенную схему транспортировки (трубопровод "Транснефти" - доставка по железной дороге до порта Архангельск - перевозка малыми танкерами в Мурманск - перегрузка на рейде на большегрузные танкеры), отправила в страны Европы и США около 3,2 млн тонн нефти (в том числе более 2 млн тонн - с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции).
К 2006 году "Роснефть" намерена довести перевалку через Мурманск до 7 млн тонн. По словам вице-президента компании Владимира Иванчикова, речь идет о тимано-печорской нефти и о сырье с шельфового месторождения Приразломное, разработку которого планирует начать в 2005 году компания "Севморнефтегаз" (дочернее предприятие "Роснефти" и "Газпрома").
В акватории Мурманского порта действуют еще два перегрузочных рейдовых комплекса - Мурманского морского пароходства и ОАО "Белое море-сервис", через которые в более скромных объемах проходит нефть "ЮКОСА", "ЛУКОЙЛа", "Сибнефти", "ТНК - ВР". Сырье доставляется по железной дороге в беломорский порт Витино, затем небольшими танкерами транспортируется в порт Мурманск и перегружается в танкеры дедвейтом 100 тыс. тонн.
Елена Денисенко
Санкт-Петербург
***
Льготы инвесторам
Правительство Петербурга утвердило законопроект, предусматривающий льготы по налогам на прибыль и на имущество предприятий, инвестирующих в основной капитал
Согласно законопроекту, разработанному КЭРППиТ, для предприятий, инвестировавших в основные средства свыше 150 млн рублей в год, ставка налога на имущество может быть снижена в два раза - с 2,2 до 1,1%, а ставка налога на прибыль - на 2%. Те, кто инвестировал больше 300 млн рублей в год, могут получить максимально допустимую федеральным законодательством льготу по налогу на прибыль в размере 4%. Для инновационных предприятий порог вхождения в программу составит 50 млн рублей, льгота - 4%. Чтобы исключить потери бюджета Санкт-Петербурга, запрещено отчуждать льготируемые основные средства в течение пяти лет с момента начала пользования льготой.
Помимо этого, по словам вице-губернатора Михаила Осеевского, правительство начинает реализацию мер по упрощению процедур инвестирования, вовлечению в деловой оборот земельных активов промышленных предприятий. Этой же цели призваны служить и последние изменения в методике взимания арендной платы за земельные участки.
В качестве обоснования предлагаемых мер председатель КЭРППиТ Владимир Бланк указывает на то, что льготное налогообложение вложений в основные средства для производственных целей является наиболее востребованным среди предприятий Петербурга методом поддержки инвестпроектов. Пороговые условия (объем инвестиций) были выбраны исходя из того, что, по информации Петербургкомстата, более 80% инвестиций в основной капитал предприятий Санкт-Петербурга осуществляется в размере свыше 150 млн рублей в год.
Владимир Грязневич
Санкт-Петербург
***
Первый в России
Один из мировых лидеров по производству упаковки австралийский концерн Amcor Rentch начал строить в Новгороде первый в России завод по изготовлению упаковки из гибкого картона
Непосредственный заказчик - Amcor Flexibles, профильное подразделение концерна, купившее 9,5 га земли и инвестировавшее в первую очередь завода 25 млн долларов. Пуск состоится летом 2005 года, а осенью к первой линии прибавится вторая. Предприятие рассчитано на выпуск до 200 млн кв. м гибкой упаковки в год, однако на проектную мощность оно выйдет не раньше 2007 года. Упаковка flexible широко используется в парфюмерной, кондитерской и пищевой промышленности, а также в табачном производстве.
Новый завод расположится недалеко от работающего уже шестой год предприятия того же концерна - ООО "Амкор Ренч Новгород" - крупнейшего в России производителя сигаретной упаковки. Оно только что ввело в эксплуатацию четвертую линию (инвестиции - 10 млн евро) производительностью более 1,8 млрд упаковок в год, в результате чего мощность завода достигла 4,5 млрд сигаретных упаковок в год. С вводом пятой линии (в течение нынешней осени петербургская "Генподрядная компания СТЭП" заканчивает строительство) этот показатель перевалит за 6 млрд и новгородское предприятие станет самым крупным в мире производителем сигаретной упаковки.
"Несмотря на то что наши компании относятся к разным дивизионам Amcor, у нас будут общие отделы персонала и информационных технологий, совместная служба закупок местных материалов. Кроме того "Амкор Ренч Новгород" возьмет на себя доставку продукции Amcor Flexibles", - сообщил корреспонденту "Эксперта С-З" генеральный директор "Амкор Ренч Новгород" Борис Каплун.
Иван Генерозов
Великий Новгород
***
На Запад через Балтию
В конце сентября в Вильнюсе открылось предприятие MAZ Baltija, которое будет собирать машины Минского автомобильного завода (МАЗ)
В начале года компания Ziemgalos automobiliai, инвестировавшая в проект около 1,8 млн долларов, получила от белорусского предприятия право на сборку мазов в ЕС. По словам гендиректора МАЗа Валентина Гуриновича, MAZ Baltija призвано помочь минскому производителю в продвижении своей продукции в Европе. Сейчас этому больше всего препятствует высокая ввозная таможенная пошлина на автомобили, установленная ЕС, - 15,4% (в будущем году она повысится до 22%). Между тем импорт комплектующих для сборки по литовским законам не подлежит налогообложению. На этом и основана бизнес-идея.
Проектная мощность MAZ Baltija - до 800 машин в год. В нынешнем году будет собрано около 50 самосвалов, тягачей, бортовых и тентовых машин. Их продажные цены (от 25 тыс. до 45 тыс. евро) существенно ниже, чем у западных конкурентов. Качество литовской продукции, более высокое по сравнению с продукцией минского завода, обеспечивается тем, что 60% комплектующих поступает от западных производителей. В частности, тормозная система, эргономичная кабина, коробки передач компании Zanradfabrik и, главное, мощный и надежный немецкий двигатель Deutz (от 150 до 285 лошадиных сил), отвечающий требованиям стандарта Евро-3. Из Белоруссии поставляется в основном шасси. Новое предприятие уже подписало соглашения о поставках с двумя эстонскими компаниями, идут переговоры с Польшей, Латвией, Россией, Болгарией, Чехией и Хорватией.
Привлекательность данного проекта для Литвы, помимо прочего, заключается в том, что местные предприятия получают возможность заработать на производстве деталей для вильнюсских "мазов". Так, уже идут переговоры с паневежской Aurida о поставках компрессоров. Ведутся расчеты организации производства кузовов и грузовых платформ.
Проектом строительства аналогичного завода по сборке "мазов" в Риге занимается компания Alkom-trans - официальный представитель МАЗа в Латвии. По словам технического директора фирмы Сергея Брикуна, конкуренции с литовским заводом не будет: стороны договорились, что в Литве станут производить трехосные машины грузоподъемностью свыше 10 тонн, а в Латвии - двухосные (до 10 тонн). К тому же латвийский завод, по крайней мере на первом этапе, планирует работать исключительно на внутренний рынок, и ассортимент его продукции будет ограничен.
Владимир Скрипов
Вильнюс
***
Алкогольное выстраивание
Правительство Петербурга утвердило план мероприятий на 2004-2005 годы по повышению эффективности госрегулирования алкогольного рынка
Смольный намерен усилить борьбу с теневым оборотом, ужесточить контроль качества, а также совершенствовать нормативную базу. Для этого планируется создать единую автоматизированную систему учета и контроля движения алкогольной продукции, проводить конкурсы на право учреждения акцизного склада (приоритет будет отдан производителям качественной продукции, вовремя и в полном объеме уплачивающим налоги в бюджет). Кроме того, по словам председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, стоимость лицензии на торговлю алкоголем возрастет до 60 тыс. рублей для крепких напитков и до 30 тыс. рублей - для слабого алкоголя. Будет также введен специальный имущественный ценз для торговцев спиртным.
Владимир Грязневич
Санкт-Петербург
***
Безотходное производство
Промышленная группа "Союз" запустила в городе Приозерск Ленинградской области линию по изготовлению древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ), применяемых в мебельной промышленности.
Новое производство, ОАО "Ленсплитинвест", построено на базе целлюлозно-бумажного комбината, купленного "Союзом" у ЗАО "Банкирский дом "Санкт-Петербург"" в 2003 году. Как сообщил корреспонденту "Эксперта С-З" коммерческий директор "Ленсплитинвеста" Геннадий Кохно, на проектную мощность (144 тыс. кубометров плиты в год) завод выйдет уже в этом году. Объем инвестиций в строительство - 25,8 млн долларов, расчетный срок окупаемости вложений - пять лет. Завод занимает около 20 га территории бывшего ЦБК, на оставшейся части (55 га) со временем, вероятно, будут размещены другие предприятия "Союза".
Продукция завода в основном ориентирована на внутренний рынок (по-видимому, и на предприятия группы "Союз", производящие детали для мебели). Хотя клиенты, по словам Геннадия Кохно, "пока не стоят в очереди", руководство "Ленсплитинвеста" уверено, что проблем со сбытом не будет.
Отходы деревопереработки, объем которых почти в два раза превысит объем выпускаемой продукции, сначала (пока завод не заработал на полную мощность) будут использоваться как топливо для собственной котельной. Впоследствии, возможно, предприятие начнет продавать их другим котельным Приозерска, работающим на древесной щепе и страдающим от нехватки топлива. По словам Геннадия Кохно, предложения по закупке щепы уже поступили.
Аркадий Поддубный
Санкт-Петербург