О "бедной" лицензии замолвите слово.

Кардинальные изменения в законодательстве о лицензировании

Минэкономразвития России разработан и 30 марта 2004 года направлен в Правительство РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Принимая во внимание, что предполагаемые законопроектом изменения затрагивают интересы значительного числа предпринимателей и организаций, хотелось бы заранее их проинформировать о предстоящих изменениях в законодательстве о лицензировании.

Даешь сокращение!

Как известно, лицензирование является наиболее жесткой формой государственного регулирования, ограничивающей вхождение предпринимателей на рынок. В этой связи законодателем при принятии Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 4) было установлено, что лицензирование должно применяться лишь в исключительных случаях, когда при осуществлении деятельности по объективным причинам невозможно предотвратить (избежать) нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства посредством рыночных механизмов, механизмов саморегулирования, иных, кроме лицензирования, методов государственного регулирования.

Поэтому одним из принципиальных положений законопроекта, по мнению автора статьи, является существенное сокращение количества лицензируемых видов деятельности. Так, из перечня, который ныне содержит 123 наименования, планируется исключить 52 вида деятельности. Чем же вызваны такие радикальные изменения?

* Во-первых, правоприменительная практики показала, что многие виды деятельности подпадают под процедуру лицензирования необоснованно, поскольку они наравне с лицензированием регулируются иными методами, например путем осуществления государственного контроля и надзора, госрегистрации, сертификации, аккредитации, путем установления обязательного страхования ответственности или иными методами государственной разрешительной политики.

* Во-вторых, в соответствии с действующим и далеко не совершенным законодательством о лицензировании хозяйствующим субъектам приходится получать иногда несколько лицензий при осуществлении одного и того же вида деятельности.

* В-третьих, как свидетельствует практика, по многим лицензируемым видам деятельности отсутствуют реальные риски нанесения ущерба гражданам или государству при осуществлении организациями и предпринимателями указанных видов деятельности либо отсутствуют лицензионные требования и условия.

Следует отметить, что детальное обсуждение перечня лицензируемых видов деятельности проводилось в рамках Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Окончательное решение в отношении предлагаемых к исключению 52 видов деятельности было принято Комиссией на последнем заседании, которое состоялось 27 февраля 2004 г. Эти решения и нашли свое отражение в законопроекте, подготовленном Минэкономразвития России.

Законопроектом предлагается из указанного перечня исключить лицензирование всех видов деятельности в сфере проектирования и строительства, в области переработки, хранения и перевозки газа и нефтепродуктов, в сфере туризма, аудиторской, оценочной, ветеринарной, погрузочно-разгрузочной деятельности, в области авиации и железнодорожного транспорта, по эксплуатации взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов, электрических, газовых и тепловых сетей, по производству лекарственных средств, медицинской техники, табачных изделий, а также ряд других видов деятельности.

Кроме того, проектом закона вносятся изменения в наименования некоторых лицензируемых видов деятельности. Так, наименование деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи предлагается в законопроекте изменить на изготовление протезно-ортопедических изделий по индивидуальным заказам граждан, исключив при этом лицензирование работ по производству, ремонту и продаже протезно-ортопедических изделий. Наименование деятельности по обращению с опасными отходами в проекте закона предлагается изменить на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, исключив при этом из сферы лицензирования деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы.

Простая процедура

Помимо сокращения перечня лицензируемых видов деятельности, проектом закона предлагается упрощение процедур получения и переоформления лицензии. Так, в целях снижения временных затрат предпринимателей на прохождение процедуры лицензирования предусматривается сокращение максимального срока предоставления лицензии - с 60 до 45 дней. Кроме того, предполагается упростить порядок получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и ввести норму, позволяющую организации или предпринимателю при необходимости получать копию лицензии.

Законопроектом предлагается положение, согласно которому основанием для аннулирования лицензии может являться письменное заявление лицензиата.

Также в проекте закона предусмотрена норма, в соответствии с которой по отдельным лицензируемым видам деятельности может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии соблюдения соискателем лицензии специальных требований к условиям страхования, установленных Правительством РФ. При этом право выбора порядка лицензирования, включая переход к упрощенному порядку лицензирования или возврат к применяемому ранее порядку, предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на добровольной основе.

Комментируя эти положения законопроекта, необходимо отметить следующее.

Что касается самой идеи введения упрощенного порядка лицензирования некоторых видов деятельности, по которым соискателями лицензий заключены договоры страхования своей гражданской ответственности перед потребителями и иными лицами, то, поддерживая эту идею, необходимо иметь в виду, что с учетом значительной разницы между стоимостью лицензий и размерами страховых тарифов практическая значимость данной новации будет не существенна. Кроме того, в законопроекте не установлен механизм согласования сроков действия лицензий и сроков, на которые заключены страховые договоры. Представляется, что в этой части законопроект требует некоторой доработки.

Чти закон

В целях обеспечения прав соискателей лицензии и лицензиатов проектом закона предлагается ввести нормы об обязанностях и ответственности лицензирующего органа и его должностных лиц за несоблюдение законодательства о лицензировании и установленного единого порядка лицензирования. Однако, по мнению автора, эти новации без внесения дополнений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающих конкретные меры ответственности за указанные правонарушения, будут лишь декларацией.

Проектом закона предлагается норма, которая обязывает лицензирующий орган в случае отказа в выдаче лицензии указывать в уведомлении об отказе реквизиты акта проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Все под контролем

В законопроекте также уточняются некоторые вопросы осуществления лицензионного контроля лицензирующими органами. В частности, в проекте закона предлагается установить исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок деятельности лицензиата. Согласно проекту такие проверки могут проводиться в случаях:

* контроля за исполнением решений об устранении выявленных лицензирующим органом нарушений;

* получения информации от физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и (или) иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Что касается порядка проведения внеплановых и плановых проверок, а также периодичности проведения последних, то их в законопроекте предлагается устанавливать положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Однако представляется, что в целях исключения ведомственного нормотворчества (его плачевная практика широко известна) общий порядок и сроки проведения мероприятий по контролю нужно все же установить в самом Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон). Кроме того, эти нормы по содержанию должны соотноситься с положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и законодательством об административных правонарушениях.

Законопроектом дополняется перечень оснований, по которым может быть приостановлено действие лицензии. Такое приостановление будет также возможно в случае непредставления или несвоевременного представления в лицензирующие органы сведений, установленных законом, или предоставления им недостоверных сведений.

Помимо этого, в законопроекте уточняются права лицензирующих органов. В частности, предусматривается право выносить предупреждение лицензиату. Однако законопроект не вносит ясность, какие правовые последствия влечет такое предупреждение и как оно соотносится с административным предупреждением, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В целях обеспечения открытости информационной составляющей процедур лицензирования законопроектом предлагается норма о размещении открытой информации в области лицензирования, в том числе открытых сведений из реестра лицензий, в информационной сети общего пользования (Интернет).

Законопроектом предполагается исключить из Федерального закона норму, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление своих полномочий в области лицензирования. Предлагается предоставлять полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов РФ исключительно решением Правительства РФ. Кроме того, проектом закона предусматривается норма о ведении сводных реестров лицензий по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительством РФ запланировано внесение указанного законопроекта в Государственную Думу в апреле 2004 года. При этом депутатам будет предложено рассмотреть и принять его в качестве первоочередного. Вступление этого закона в силу предусмотрено с 1 января 2005 года, кроме положений закона об отмене лицензирования аудиторской деятельности, оценочной деятельности, сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах, лицензирование которых будет сохраняться до 1 января 2006 года.

В заключение хотелось бы отметить, что предлагаемые законодательные изменения являются значительным шагом вперед в деле снижения административных барьеров, рационализации государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основные новеллы законопроекта, в том числе сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение упрощенного порядка лицензирования, упорядочение оформления и переоформления лицензий, обеспечения прозрачности информации о держателях лицензий и ряд других предложений, вызовут одобрение и поддержку со стороны предпринимателей.

В то же время отмена лицензирования некоторых видов деятельности, перечисленных в законопроекте, таких как разработка и производство авиационной техники, добыча, транспортировка и продажа нефти, газа и других видов сырья стратегического назначения, по мнению автора, может на практике привести к ослаблению контроля за важными с государственной точки зрения направлениями деятельности и использованием природных ресурсов страны.

Подготовила Г. Снопова

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости