Около 2600 целевых проверок проведено на дороге в период сетевого месячника "Внимание - открытые двери, люки, погрузочно-разгрузочные устройства" (с 20 ноября по 20 декабря 2003 года). 486 нарушений требований инструкций по безопасности движения выявлены и устранены в процессе этого смотра. Контроль за положением деталей вагонов, способных упасть во время движения, отнюдь не повсеместный - к такому выводу должны были прийти проверяющие. На станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский, например, пришлось выделять отдельную бригаду для закрытия дверей и люков. Интересно, что с открытыми дверями вагоны прибывают даже из-под выгрузки в Финляндии. Таковых обнаружено 45 (на станциях Бусловская и Светогорск).
Впрочем, можно надеяться, что проблема эта (или большая часть проблемы) останется в ушедшем году. Наверное, главное, чего не хватало для наведения порядка, - требовательности к грузоотправителям со стороны железнодорожников. Ведь, как отмечают инспекторы по сохранности вагонного парка, ситуация резко изменилась к концу месячника, нарушения пошли на убыль. Во всяком случае на Санкт-Петербургском отделении, руководство которого приняло мудрое решение о взыскании с нарушителей полной стоимости работ по закрытию, закреплению и приведению в надлежащее состояние всех угрожающих падением деталей. Для пунктуальности была разработана калькуляция, из которой не ускользнул ни один операционный пункт. Подготовка инструмента, проход к месту работы (ведь поезда иногда тянутся на расстояние, превышающее один километр), инструктаж, заработная плата со всеми надбавками плюс рентабельность - учли все. Получилось, что устранение нарушения тянет более чем на тысячу рублей. В акте формы ВУ-23 стоимость проставляется на основании официального документа: получите - распишитесь!
Такой поворот заставил задуматься грузоотправителей. Не проще ли самим делать то, что положено? Да, к счастью, железнодорожники тоже начинают учиться считать деньги, избавляться от непроизводительных расходов. В данном случае трезвый экономический расчет работает и на безопасность движения.
Одно только "но" мешает надежде на полное искоренение явления незакрытых дверей и люков: нехватка приемосдатчиков. Члены комиссий, проверяющих состояние деталей вагонов, почти на всех отделениях обратили внимание на данный факт. А в материалах и отчетах отметили: "Вследствие неукомплектованности приемосдатчиками, составителями и главными кондукторами возможно ослабление контроля за состоянием вагонов после выгрузки". Одни начальники станций, конечно же, не смогут контролировать и требовать с клиентов выполнения статьи 44 Устава железнодорожного транспорта.
Озабоченность инспекторов вызывают также вагоны, поступающие с соседних дорог, коммерческий контроль которых не везде обеспечивается.