Дорога, ведущая к благополучию
Ушел в историю 2003 год. Чем знаменателен он для коллектива Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги, крупнейшего погрузочного отделения на дорогах России, - об этом мы беседуем с заместителем начальника дороги - начальником отделения В.Г. Рейнгардтом.
- Владимир Гарольдович, прошедший год - особенный для железнодорожников. Завершился первый этап реформирования железнодорожного транспорта, создана государственная компания ОАО "Российские железные дороги"...
- Она призвана улучшить качество перевозок, как пассажирских, так и грузовых. Основные же задачи, стоящие перед кузбасскими железнодорожниками, остаются неизменны. Наша обязанность - погрузить и отправить потребителям продукцию, производимую в регионе, удовлетворить спрос пассажиров на железнодорожный транспорт. И, думаю, нам в прошедшем году в целом это удалось сделать. За год коллектив отделения дороги погрузил и доставил потребителям свыше 192 миллионов тонн продукции, произведенной промышленными предприятиями Кемеровской и Томской областей. Это на 14 миллионов тонн, или 8 процентов, больше предыдущего года. Чтобы более наглядно представить объемы работы, скажу, что каждые сутки в среднем в отделении грузилось 528 тысяч тонн, или более 8 тысяч вагонов. На 8 процентов увеличился пассажирооборот. Наше отделение способствует улучшению социально-экономической обстановки в регионе не только своей стабильной работой. Оно является и одним из крупнейших налогоплательщиков. В течение 2003 года в полном объеме были выплачены текущие начисления единого социального налога, которые составили 978, 4 миллиона рублей, в том числе в Пенсионный фонд было переведено 761 миллион. Перечисления налогов в областной и местный бюджеты составили 649, 5 миллиона рублей.
- Одним из итогов заседания президиума Государственного совета в Междуреченске стало решение об увеличении добычи угля в Кузбассе. Естественно, это влечет за собой увеличение объемов погрузки и перевозки топлива. Не станет ли железнодорожный транспорт тормозом, и прежде всего для угольщиков?
- Чтобы этого не произошло, разработана и реализуется Программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период 2002-2005 годов, подписанная губернатором Кемеровской области А.Г. Тулеевым и начальником дороги А.В. Целько. За прошедший год многое сделано совместно с угольными компаниями по решению транспортных проблем Ерунаковского узла. Угольщиками построен соединительный путь между станциями Красулино и Ускатская, осуществлено развитие станции Ускатская. В свою очередь, железнодорожниками для усиления пропускных способностей магистрального участка Ускат - Ерунаково построен и электрифицирован второй путь на перегоне Ускат-Терентьевская протяженностью 14 километров, а затем от Терентьевской до Красулина протяженностью 6, 3 километра. Помимо этого получили дальнейшее развитие магистральные станции Красулино, Ерунаково, Терентьевская, Ускат. Ввод в эксплуатацию нового перегона и вторых путей позволяет значительно повысить пропускную способность участка. При этом кардинально меняется технология работы по обслуживанию Соколовско-Ерунаковского угольного района. Развитие транспортной инфраструктуры наиболее перспективного угольного района Кузбасса - Соколовско-Ерунаковского высоко оценено президентом компании "РЖД" Г.М. Фадеевым, побывавшим на торжественном открытии перегона Ускатская-Красулино, участниками XV Ассамблеи начальников железных дорог России.
Для обеспечения стабильности перевозок в отделении дороги постоянно совершенствуются технологические процессы, внедряются в производство новые технологии, обновляется станционное оборудование. Например, завершено удлинение путей на станциях Тайга, Берикульская, Судженка. На станции Гурьевск идет строительство электрической централизации стрелок и сигналов. Началось строительство механизированной сортировочной горки на станции Новокузнецк-Восточный.
Ведутся работы по приведению вагонных и локомотивных депо в соответствие с требованиями технического регламента. Идет реконструкция в локомотивном депо Тайга, вагонном депо Новокузнецк-Сортировочный, дооснащаются вагонное депо Ленинск-Кузнецкий, Кемеровское пассажирское вагонное депо. На участке Новокузнецк - Таштагол построена волоконно-оптическая линия связи. На реализацию государственной и дорожной программ по повышению безопасности движения поездов затрачено свыше 112 миллионов рублей. В пассажирском комплексе после реконструкции вступили в строй вокзалы в Томске, Прокопьевске и Тайге, завершается капитальный ремонт вокзала в Мундыбаше. Говорить о предпринимаемых в отделении шагах по улучшению транспортного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок можно долго.
- Однако какие бы шаги ни предпринимались по развитию собственной производственной базы, работа железнодорожников напрямую зависит от работы партнеров - угольщиков, металлургов, химиков и других. Как складываются взаимоотношения с грузоотправителями?
- Действительно, стабильность работы железнодорожного транспорта во многом зависит от взаимопонимания и уважения партнеров. Мы не можем существовать обособленно. Эта взаимозависимость диктует согласованность действий обеих сторон - железнодорожников и промышленников. Как, например, в случае развития транспортной инфраструктуры Ерунаковского узла, о чем я уже говорил. Это развитие уже дает свои положительные результаты. Сегодня здесь грузится до 1000 вагонов угля в сутки. И это не предел. Станция Ерунаково способна перерабатывать до 1200 вагонов. Регулируют взаимоотношения железной дороги с областной администрацией и промышленными предприятиями соглашения, действующие с 1997 года и ежегодно обновляемые с учетом складывающейся ситуации. И надо сказать, работаем мы в тесном взаимодействии с администрацией Кемеровской области и промышленными предприятиями региона.
К сожалению, достичь взаимопонимания с грузоотправителями не всегда удается. Не секрет, что вагонный парк стареет, а обновление его в необходимом количестве пока невозможно. В этих условиях выход один - улучшать качество использования вагонов. В отделении дороги это хорошо понимают, и поэтому за прошедший год оборот грузового вагона ускорен на 14, 7 процента - с 2, 03 суток до 1, 77 суток, простой под одной грузовой операцией сократился на 10 процентов, или на 3 часа. Возросла благодаря оздоровлению пути в летний период более чем на один час участковая скорость.
Однако у ряда руководителей предприятий до сих пор бытует мнение, что забота о вагоне - дело исключительно железнодорожников. Отсюда использование вагонов в качестве складов на колесах. Сверхнормативный перепростой на подъездных путях предприятий исчисляется в отдельных случаях десятками часов. Особенно ситуация осложняется с наступлением морозов. Грузоотправители угля по-прежнему экономят на профилактике смерзаемости угля. В результате в ноябре на сети дорог России простаивало из-за смерзшегося угля 855 вагонов погрузки предприятий Кузбасса. В декабре их количество не уменьшилось. И в Кузбассе по этой же причине простой вагонов в декабре, например, на подъездном пути ОАО "Беловопогрузтранс" возрос до 34 часов вместо нормативных 18, 7 часа.
Слабое развитие транспортной инфраструктуры промышленных предприятий - еще одна причина замедления оборота вагона. И далеко не все промышленники стремятся к улучшению состояния подъездных путей. Из 39 намеченных на 2003 год мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры промышленными предприятиями выполнено лишь 27.Умышленно не называю сегодня предприятия, по вине которых увеличивается время оборота вагона. Надеюсь, их руководители осознают, наконец, что улучшение работы с вагонным парком обоюдовыгодно. И альтернативы на сегодня этому нет.
- В Кузбасском отделении дороги всегда большое внимание уделялось развитию социальной сферы. Что нового в этом плане сделано за год?
- Увеличились объемы жилищного строительства. Сданы в эксплуатацию жилые дома в Кемерове, Тайге, Терентьевской. В стадии завершения строительство поликлиники и профилактория в Новокузнецке. Не остаются, конечно, без внимания подрастающее поколение и ветераны. В течение лета 3, 5 тысячи детей наших работников отдохнули в оздоровительных центрах и на Черноморском побережье, в санаториях и профилакториях. На подготовку школ и дошкольных учреждений к новому учебному году затрачено около 7 миллионов рублей. Ветеранам помимо материальной помощи, выдаваемой два раза в год, бесплатно завозится уголь, приобретаются медикаменты, предприятия помогают ремонтировать жилье и т.д. Хочу сказать, что гарантом социальной защищенности работников отделения и ветеранов служит коллективный договор. Все его пункты в течение года выполнены.
- В начале года традиционно не только подводятся итоги, но и намечаются планы на будущее. Владимир Гарольдович, над чем будет работать коллектив отделения в 2004 году?
- Перед нами стоит непростая задача увеличения объемов перевозок минимум на 5 процентов. Причем обеспечить их мы должны за счет интенсивного использования основных фондов и подвижного состава, улучшения качества всей работы. Несомненно, продолжим работу по техническому и технологическому развитию наших предприятий, путевому развитию. Особое внимание будет уделено совершенствованию технологии ремонта вагонов, что должно улучшить его качество. Планируется строительство второго пути на перегоне Красулино-Ерунаково, удлинение станционных путей для организации пропуска длинносоставных поездов на станциях Юрга-1, Белово. Будет продолжена работа по развитию пассажирского комплекса. Все это направлено на то, чтобы сделать железнодорожный транспорт еще более надежным, безопасным и привлекательным для грузоотправителей и пассажиров. Уверен, кузбасским железнодорожникам вполне по силам выполнение намеченного. Коллектив отделения дороги умеет работать стабильно и слаженно. Подтверждением этому - победа в отраслевом соревновании во втором квартале. Есть у нас и свои флагманы. Победителями отраслевого соревнования в течение года становились коллективы вагонного депо Новокузнецк-Сортировочный, Анжерской дистанции пути, пассажирского вагонного депо Томск-2, Новокузнецкой дистанции сигнализации и связи, Кемеровского пассажирского вагонного депо. Призерами соревнования были коллективы станции Томск-2, Кемеровской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, Кузбасского отдела материально-технического снабжения, а коллективы Кемеровской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и станции Белово дважды занимали призовые места.
От имени руководства отделения дороги хочу поблагодарить коллектив за добросовестный труд. Особая благодарность ветеранам за бесценный вклад в развитие железнодорожного транспорта Кузбасса. Поздравляю железнодорожников и ветеранов труда, всех кузбассовцев с новогодними праздниками и Рождеством! Доброго вам здоровья, счастья, благополучия, уверенности в завтрашнем дне и удачи во всех начинаниях.