Финансовая колея
В вагонном "королевстве" все как у людей: кто работает, того и погоняют. Не обходится, естественно, без пинков и затрещин. Так что нашему кормильцу-вагону достается по полной программе - и бьют его, и калечат, и гоняют его, "больного", немилосердно.
Необходимо ввести такой показатель, как "выявляемость поврежденных вагонов". Тогда действительно будет стимул их находить.
Отсюда и цифры, прозвучавшие на совещании в Краснодаре: по итогам работы за 10 месяцев прошлого года при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ промышленными предприятиями на путях ОАО "РЖД" повреждено 11762 вагона. Причем каждый пятый (2571 вагон) получал "травмы" в результате схода с рельсов.
Прослеживается и печальная закономерность - год от года эти цифры растут. Так, к уровню 2002-го "битых" вагонов прибавилось почти на 500. И причины, почему ему, бедолаге, так достается и от своих, и от чужих, тоже общеизвестны. Это нарушение правил погрузочно-выгрузочных и маневровых работ на подъездных путях промпредприятий, применение ими грейферной выгрузки сыпучих и навалочных грузов в морских и речных портах и многое другое. По вине самих железнодорожных предприятий ОАО "РЖД" за 10 месяцев 2003-го поврежден 1831 вагон.
Как же помочь работяге-вагону в этой ситуации? Пока все надежды на институт инспекторов по сохранности вагонного парка - от вагонных депо до управления дорог. На совещании прозвучали цифры, как обстоит с этим дело на пяти магистралях - Юго-Восточной, Приволжской, Северо-Кавказской, Московской и Куйбышевской.
- На СКЖД в прошлом году выявлен 1541 поврежденный вагон. Это больше, чем сделали все участвующие в совещании дороги, вместе взятые, -сказал в своем выступлении старший инспектор по сохранности вагонного парка ОАО "РЖД" Валерий Яценко.
Тем не менее проблем в организации такой работы еще непочатый край. Тот же Валерий Яценко припомнил, что в 1988 году на СКЖД было 164 инспектора по сохранности вагонов. Сейчас только 32 Могут ли они обеспечить стопроцентную сохранность парка? Конечно, нет. Причем их требования к руководству отделений часто остаются без ответа. Видимо, считают эти вопросы не первостепенными. Но ведь речь-то идет в конечном счете о безопасности движения поездов!
Несмотря на то что целые районы остаются без инспекторов, на СКЖД приняли меры, чтобы максимально выявлять поврежденные вагоны. Какие?
Для инспекторов сделали лицевые счета. И поставили вопрос ребром - заработная плата должна окупаться сторицей, а если этого не происходит, то человек "профессионально не пригоден". Тех, кто не смог перестроиться, заменили - и по лиховскому направлению, и по минераловодскому.
Работа пошла! Сейчас удается компенсировать ущерб вагонному парку до 80 процентов. Инспекторов нахлебниками не назовешь. В прошлом году с клиентов они востребовали 4, 5 миллиона рублей за повреждение вагонов. А на заработную плату им пошло 1, 8 миллиона рублей.
- Есть вопросы взаимоотношений между дорогами, - добавил Валерий Георгиевич. Мы получаем массу поврежденных вагонов с Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Свердловской дорог - с лесом, с рельсами. И после выгрузки не знаем, что с ними делать. Соседняя дорога не берет, а когда связываемся с нашими коллегами с этих дорог и объясняем ситуацию, они отвечают, что ничего поделать не могут - это, мол, приказ начальника дороги.
- А дальше что? - спрашиваем.
- Присылайте назад!
- Но ведь соседние дороги эти вагоны не берут!
В общем, замкнутый круг получается. Видимо, назрела необходимость создания независимой инспекции. Ведь не секрет, что идет массовое сокрытие поврежденных вагонов.
Многие считают, что необходимо ввести такой показатель, как "выявляемость поврежденных вагонов". Тогда действительно будет стимул их находить. Причем должна эффективно действовать и система материального поощрения, при которой приемосдатчикам и составителям поездов будет выгодно выявлять поврежденные вагоны.
Между прочим, отнюдь не у всех находившихся в зале это предложение нашло поддержку Кое-кто счел это просто нереальным. Тем не менее.
- Эта система достаточно эффективна! - подтвердил начальник вагонного депо Краснодар Геннадий Досов. - Мой заместитель Сергей Голанов, к примеру, в свое время купил себе новый автомобиль на свои "комиссионные" - он тогда получил 15 процентов от 400000 рублей, "отсуженных" у нерадивого клиента за рассроченные вагоны.
В вагонном депо Краснодар эта система действует уже много лет. Ежемесячно у "глазастых" и бдительных работников появляется шанс увеличить семейный бюджет на несколько десятков, сотен, а то и тысяч рублей
- Одно плохо, - посетовал Геннадий Викторович. - В 2003 году финансисты нам установили ограничения - премия не должна превышать три должностных оклада. Это решение я считаю ошибочным. Потому что связывает руки людям, заставляет их идти на какие-то хитрости. А ведь на то они и рыночные отношения, чтобы всякий, кто хочет хорошо жить, смог бы и соответственно заработать...
На совещании в Краснодаре был принят ряд важных решений. Так, в перспективе намечено привести в соответствие с транспортным Уставом методику расчета ущерба за поврежденный вагон; при заключении договоров на погрузочно-разгрузочные работы с промышленными предприятиями включать вопросы сохранности вагонного парка; требовать от клиентуры, имеющей разрешение на грейферную выгрузку, установки смотровых вышек со всеми обустройствами для осмотра вагонов; для снижения количества случаев брака по грению букс колесных пар в случае обнаружения перегруза вагона на 5 - 10 тонн производить замену колесной пары с предъявлением затрат грузоотправителю и т.д.
Логично и то, что инспекторов по сохранности вагонного парка МПС планируется назначать из наиболее опытных и ответственных работников хозяйства. Кроме того, для повышения статуса данной категории работников в вагонных депо будет введена новая должность инспектора по сохранности вагонного парка, приравненная к инспектору по производственно-технической деятельности. Будут внесены изменения и в должностные инструкции работников станции (приемосдатчиков, составителей поездов), локомотивных депо (помощников машинистов, главных кондукторов), осуществляющих передачу и прием вагонов с подъездных путей после производства грузовых операций.
Важным представляется и решение подключить персональные компьютеры старших инспекторов по сохранности вагонного парка отделений дороги к сети АСОУП и электронной почты, произвести замену устаревших моделей компьютеров на более новые, а также разработать порядок взаиморасчетов между магистралями за передачу поврежденных вагонов с дороги на дорогу.
Будем надеяться, эти решения, принятые на совещании в Краснодаре, станут обязательными для вагонного хозяйства сети и помогут если не искоренить зло совсем, то хотя бы заставят нести определенную финансовую ответственность тем, кто не относится с должным уважением к нашему кормильцу-вагону.
Краснодар