Вчера Герман Греф подверг правительство Фрадкова испытанию на либерализм. Его ведомство представило проект закона, который почти вдвое (со 120 до 67) сокращает количество лицензируемых видов деятельности. Правительство не поддалось. В ходе обсуждения все министры соглашались, что в принципе сокращать лицензирование надо, но именно на их участке это делать рано. Больше всего сомнений высказали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и глава МЧС Сергей Шойгу. Именно они по поручению премьера Фрадкова и займутся доработкой предложений МЭРТ.
Сокращение лицензируемых видов деятельности, по мнению Минэкономразвития, - один из основных механизмов снижения административных барьеров для бизнеса и облегчения условий для выхода новых компаний, прежде всего малых и средних, на рынок. Первое масштабное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности произошло два года назад по инициативе ведомства Грефа. Тогда вступил в силу разработанный министерством новый закон о лицензировании, который радикально (более чем с 500 до 120) сокращал количество видов деятельности, которыми можно заниматься только по лицензии.
Вчера ведомство Германа Грефа предложило сделать следующий шаг и сократить лицензирование еще 53 видов деятельности. Как следовало из доклада замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, государство вполне может отказаться от всех видов лицензирования строительства, туризма, погрузочно-разгрузочной деятельности на транспорте, работы по оценке и аудиту, производства лекарственных средств и медицинской техники, разведения племенных животных и производства элитных семян, эксплуатации опасных производственных объектов и даже всех видов деятельности в области ТЭК, за исключением продажи электроэнергии гражданам.
По мнению МЭРТ, лицензии во всех этих отраслях превратились в лишнее звено контроля, так как деятельность в них регулируется другими нормами. Например, производство лекарств помимо лицензий контролируется с помощью государственной аттестации специалистов и санитарно-эпидемиологического контроля. В других секторах безопасность потребителей можно защитить силами саморегулируемых организаций и надзорных органов. Лицензирование МЭРТ предлагает применять лишь в "исключительных случаях", например, когда речь идет о прямой угрозе безопасности государства и граждан.
Но едва докладчик закончил, стало ясно, что у членов правительства совсем другое мнение на этот счет. "А вы не предполагаете возвращать отдельные виды лицензирования? Есть тут такая Ассоциация любителей малой авиации - летают на самолетах, на которых еще Петлюра в Киев летал, бьются..." - высказал наболевшее министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. "У самолетов и пилотов и так должны быть сертификаты", - попытался возражать Шаронов. Но Шойгу поддержал Христенко: "В таких специальных областях надо действовать аккуратнее". По мнению Христенко, вообще надо говорить не об отмене лицензий, а об их замене иными формами госконтроля, например с помощью обязательных технических регламентов, которые заменят нынешние, во многом формальные ГОСТы. Техрегламенты предусмотрены новым законом о техническом регулировании, но их еще предстоит разработать и принять в Госдуме. Так что с отменой лицензирования, считает Христенко, спешить не надо. После этого МЭРТ превратилось в общую мишень для критики. Президенту РАН Юрию Осипову не понравилось, что по телевизору рекламируют никем не проверенные медицинские приборы. "Это преступление перед народом, надзорные органы не справляются. Надо жестко лицензировать!" - призвал академик. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев дал понять, что лицензирование в подведомственной ему сфере еще важнее: "Все виды деятельности в сельском хозяйстве относятся к сфере безопасности". На защиту Грефа встал только министр финансов Алексей Кудрин. Он вспомнил, что на Западе компании сами заботятся о качестве, например, автопроизводители сами отзывают из продажи тысячи автомобилей, "если там не так сделан ремень безопасности". "Пора уходить от попыток государства пеленать бизнес", - заявил он. Поддержка вдохновила Грефа. "Лицензия сейчас превратилась в билет, который покупают, чтобы творить беспредел на рынке", - доказывал он свою правоту. Но на премьера этот эмоциональный выпад не произвел впечатления. "Беспредел творится и там, где никакого билета не надо", - ответил он. И дал Грефу месяц на доработку своих предложений, поручив их согласование Виктору Христенко. "Он хоть и министр, но разбирается во многих вопросах, - пояснил премьер свое решение. - А поможет ему, скажем Шойгу. Анализ, проделанный экспертами, предстоит совместить с опытом министров, которые отвечают за происходящее непосредственно на земле". Таким образом, Фрадков окончательно определил роль Грефа в правительстве как эксперта, отведя решение конкретных проблем его более крепко стоящим на земле коллегам.