Грефу не дали взять 53 барьера правительство решило не спешить сокращать лицензирование

Вчера Герман Греф подверг правительство Фрадкова испытанию на либерализм. Его ведомство представило проект закона, который почти вдвое (со 120 до 67) сокращает количество лицензируемых видов деятельности. Правительство не поддалось. В ходе обсуждения все министры соглашались, что в принципе сокращать лицензирование надо, но именно на их участке это делать рано. Больше всего сомнений высказали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и глава МЧС Сергей Шойгу. Именно они по поручению премьера Фрадкова и займутся доработкой предложений МЭРТ.

Сокращение лицензируемых видов деятельности, по мнению Минэкономразвития, - один из основных механизмов снижения административных барьеров для бизнеса и облегчения условий для выхода новых компаний, прежде всего малых и средних, на рынок. Первое масштабное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности произошло два года назад по инициативе ведомства Грефа. Тогда вступил в силу разработанный министерством новый закон о лицензировании, который радикально (более чем с 500 до 120) сокращал количество видов деятельности, которыми можно заниматься только по лицензии.

Вчера ведомство Германа Грефа предложило сделать следующий шаг и сократить лицензирование еще 53 видов деятельности. Как следовало из доклада замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, государство вполне может отказаться от всех видов лицензирования строительства, туризма, погрузочно-разгрузочной деятельности на транспорте, работы по оценке и аудиту, производства лекарственных средств и медицинской техники, разведения племенных животных и производства элитных семян, эксплуатации опасных производственных объектов и даже всех видов деятельности в области ТЭК, за исключением продажи электроэнергии гражданам.

По мнению МЭРТ, лицензии во всех этих отраслях превратились в лишнее звено контроля, так как деятельность в них регулируется другими нормами. Например, производство лекарств помимо лицензий контролируется с помощью государственной аттестации специалистов и санитарно-эпидемиологического контроля. В других секторах безопасность потребителей можно защитить силами саморегулируемых организаций и надзорных органов. Лицензирование МЭРТ предлагает применять лишь в "исключительных случаях", например, когда речь идет о прямой угрозе безопасности государства и граждан.

Но едва докладчик закончил, стало ясно, что у членов правительства совсем другое мнение на этот счет. "А вы не предполагаете возвращать отдельные виды лицензирования? Есть тут такая Ассоциация любителей малой авиации - летают на самолетах, на которых еще Петлюра в Киев летал, бьются..." - высказал наболевшее министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. "У самолетов и пилотов и так должны быть сертификаты", - попытался возражать Шаронов. Но Шойгу поддержал Христенко: "В таких специальных областях надо действовать аккуратнее". По мнению Христенко, вообще надо говорить не об отмене лицензий, а об их замене иными формами госконтроля, например с помощью обязательных технических регламентов, которые заменят нынешние, во многом формальные ГОСТы. Техрегламенты предусмотрены новым законом о техническом регулировании, но их еще предстоит разработать и принять в Госдуме. Так что с отменой лицензирования, считает Христенко, спешить не надо. После этого МЭРТ превратилось в общую мишень для критики. Президенту РАН Юрию Осипову не понравилось, что по телевизору рекламируют никем не проверенные медицинские приборы. "Это преступление перед народом, надзорные органы не справляются. Надо жестко лицензировать!" - призвал академик. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев дал понять, что лицензирование в подведомственной ему сфере еще важнее: "Все виды деятельности в сельском хозяйстве относятся к сфере безопасности". На защиту Грефа встал только министр финансов Алексей Кудрин. Он вспомнил, что на Западе компании сами заботятся о качестве, например, автопроизводители сами отзывают из продажи тысячи автомобилей, "если там не так сделан ремень безопасности". "Пора уходить от попыток государства пеленать бизнес", - заявил он. Поддержка вдохновила Грефа. "Лицензия сейчас превратилась в билет, который покупают, чтобы творить беспредел на рынке", - доказывал он свою правоту. Но на премьера этот эмоциональный выпад не произвел впечатления. "Беспредел творится и там, где никакого билета не надо", - ответил он. И дал Грефу месяц на доработку своих предложений, поручив их согласование Виктору Христенко. "Он хоть и министр, но разбирается во многих вопросах, - пояснил премьер свое решение. - А поможет ему, скажем Шойгу. Анализ, проделанный экспертами, предстоит совместить с опытом министров, которые отвечают за происходящее непосредственно на земле". Таким образом, Фрадков окончательно определил роль Грефа в правительстве как эксперта, отведя решение конкретных проблем его более крепко стоящим на земле коллегам.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости