Исламская Республика Иран (ИРИ) имеет исключительно выгодное географическое положение для строительства морских портов и развития морского транспорта. Протяженность береговой линии страны составляет 2440 км, в том числе 740 км на Каспии.
В настоящее время в Иране имеется около 20 крупных торговых, нефтяных и нефтехимических портов и более 70 мелких торговых и рыболовецких портов.
Работа морских торговых портов ИРИ контролируется Организацией портов и судоходства ИРИ. Число сотрудников этой организации составляет около 3 тыс. человек. Ожидается, что в 2004 г. задачи и, соответственно, название этой организации будут изменены.
Поданным Организации портов и судоходства ИРИ, в 1382 иранском году (21.03.2003 г. - 19.03. 2004 г.) пропускная способность морских торговых портов Ирана по сухим грузам составляла 55 млн. т. Ожидается, что в 1383 иранском году (20.03.2004 г. — 20.03.2005 г.) она вырастет до 60 млн. т.
В 1382 г. объем обработки грузов в портах Ирана вырос на 12,43 % и составил 85,5 млн. т.
При этом объем обработки нефтяных грузов вырос в почти в 4 раза (на 3 млн. т) и составил 4 млн. т, а альтернативных «ненефтяных» грузов вырос на 19,89 % (на 7 млн. т) и составил 44 213 тыс. т.
Объем обработки «ненефтяных» импортных грузов вырос на 17,19 % и составил 30 526 164 т, а экспортных грузов — вырос на 21,03 % и составил 10 664 760 т. В указанный период объем обработки транзитных грузов вырос в 2,2 раза (на 2 450 172т) и составил 5454252т.
Основную часть транзитных грузов (около 4 млн. т) составила нефть по схеме замещения. Эта нефть в течение года доставлялась танкерами из стран Каспийского региона в иранский порт Нека, а затем по трубопроводу на нефтеперерабатывающие комбинаты в Тегеране и Тебризе. В иранских отчетных документах эта нефть считается транзитной, т.к. страны — отправители аналогичное количество иранской нефти получали на нефтяном терминале о. Харк в Персидском заливе.
По мнению иранских специалистов, наибольшим успехом прошедшего года является быстрый рост объемов обработки контейнеров.
Объем обработки контейнеров в портах Ирана вырос на 42,24 % и составил 1 151 989 TEU. Для сравнения, в 1381 иранском году (21.03.2002 г. — 20.03.2003 г.) в портах ИРИ было обработано 810 тыс. TEU, а в 1380 иранском году (21.03.2001 г. — 20.03 2002 г.) — 418 тыс. ТЕU.
В указанный период в порту Шахид Раджаи (Бендер — Аббас) было обработано около 1 млн. TEU (рост на 200 тыс. TEU), Хорремшехр — 50тыс. ТЕU, Бушир — 21тыс. ТЕU.
Для сравнения, в 1381 г. в порту Бушир было обработано менее 100 TEU.
Быстрый рост объемов обработки контейнеров в портах Хорремшехр и Бушир объясняется льготными таможенными пошлинами (со скидкой, соответственно, на 30 % и 20 %) на импортные товары.
В 1382 г. объем обработки грузов в северных портах Ирана впервые перешагнул рубеж 10 млн. т. В этих портах было обработано 4 мл н т нефтяных и 6 млн. т «ненефтяных» грузов.
При этом в порту Энзели было обработано 3,7 млн. т, Нека — 4 млн. т (нефти по схеме замещения) и Амирабад — 0,8 млн. т различных грузов. Остальные 1,5 млн. т грузов были обработаны в портах Ноушехр, Феридункенар и др.
Кроме того, в указанный период морские торговые порты Ирана обслужили 3 713162 пассажира, что на46,87 % больше, чем в предыдущем году.
В портах Ирана было обработано 5 313 судов, что на 1424 судна больше, чем в предыдущем году. Это объясняется снижением портовых тарифов и сборов.
Объем дноуглубительных работ в морских торговых портах составил 5 855 960 куб. м, что на 2 млн. куб. м больше, чем в предыдущем году. Эти работы проводились в южных портах Имам Хомейни, Чахбар (2,3 млн. куб. м), Ленге и северных портах Амирабад и Феридункенар. Дноуглубительные работы в порту Чахбар были проведены в рекордно короткие сроки.
Необходимость быстрого развития порта Чахбар обусловлена тем, что в непосредственной близости от этого порта при финансовой и технической помощи КНР ведется строительство крупного пакистанского порта Гвадар.
Для проведения дноуглубительных работ в портах Ирана использовались иранские и иностранные земснаряды.
В перспективе все торговые порты Ирана, кроме порта Чахбар, будут приватизированы.
В прошлом году 20 портовых терминалов вместе с оборудованием были переданы в аренду частным компаниям сроком на 10 лет. Кроме того, проведение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на государственных портовых терминалах также было поручено частным иранским компаниям.
Принятые меры позволили заметно увеличить объемы перевалки грузов, в то же время это привело к росту (до 80 %) тарифов на ПРР в большинстве портов Ирана.
Вышеуказанные данные не учитывают объемы обработки экспортной нефти и газового конденсата на отдельных нефтяных и нефтехимических терминалах портов Харк, Парс, Лаван, Сирри и др. Работа этих терминалов контролируется Компанией экспортных нефтяных терминалов Ирана.