Кто занимается погрузочными работами, определяет договор между заказчиком перевозки и перевозчиком. Если это не оговорено в договоре, то погрузочные работы должен выполнять отправитель груза.
Рене Махл, представитель фирмы CMR Konsultant OU, сказал, что, исходя из применяемых правовых норм, ни один договор не обязывает перевозчика заниматься погрузкой и разгрузкой груза. "Если договор о перевозке не регулирует вопрос погрузки и разгрузки, то организация погрузочных работ ложится на отправителя груза. Это устанавливает Закон об обязательственном праве и другие известные нормативные акты. Здесь под отправителем следует подразумевать лицо, заключившее договор с перевозчиком. Если договор о передаче груза заключен третьим лицом, то обеспечить своевременную погрузку в требуемом месте должен заказчик перевозки", - добавил Махл.
Андрее Лехт, руководитель продаж фирмы NBI Ekspeditsiooni AS, добавил, что выполнение погрузочных работ зависит и от условий поставки. "Если поставка на условиях EXW, отправитель должен обеспечить лишь доступ к грузу на своем складе. Если на условиях FCA и передача товара происходит на территории продавца, то погрузкой занимается отправитель/продавец", - добавил Лехт.
В реальной жизни водители, как правило, не занимаются погрузкой, особенно при поставке на условиях EXW. "При необходимости наши водители передают груз в руки клиента, но по правилам погрузочные работы - проблема отправителя. Конечно, можно при заказе перевозки договориться, что в общую стоимость будут включены погрузочно-разгрузочные работы и другие услуги, даже о том, что водитель польет цветы клиента. Но такие услуги больше практикуются за границей", - пояснил Лехт.
Харри Вийк, руководитель Saku Autobaas, сказал, что обычно занимается погрузкой товара и отвечает за него отправитель, который знает вид груза, возможности упаковки и т. д. "Сейчас у нас нет таких постоянных клиентов, с которыми были бы заключены договоры на выполнение погрузочных работ. Случайным клиентам мы не предлагаем услуги погрузки, т. к. грузы разные и требования к их фиксации и соединению тоже разные. Также вес единицы груза может превышать норму, установленную для человека, в данном случае - водителя", - добавил Вийк.
Еще он считает нецелесообразным возить с собой в автомобиле разные устройства, облегчающие погрузку, поскольку все равно невозможно предусмотреть все возможные варианты. "Предложение оказания дополнительных погрузочных услуг может выглядеть заманчиво, но на практике часто бывает нереальным заданием", - считает Вийк.
Погрузку товара может выполнить и заказчик перевозки, если есть договоренность об этом.