Ежесуточно предприятия Белгородчины обеспечивают погрузку 120 тысяч тонн железорудного сырья, строительных материалов, сельскохозяйственной продукции и других грузов, занимая по этому показателю 3 - 4-е место в России. Не случайно благополучие региона местные власти напрямую связывают с работой железной дороги.
На встречах с белгородскими железнодорожниками, которые уже третий квартал подряд удерживают лидерство в отраслевом соревновании, губернатор области Евгений Савченко неизменно упоминает, что прижившийся в девяностых лозунг "Давай вагоны!" вытеснил другой - "Давай груз!".
- На мой взгляд, это подтверждает, что отрасль хорошо вписалась в рыночную экономику, - обосновывает он свой вывод.
Действительно, времена, когда для бесперебойной работы железнодорожного транспорта совместно с партийными и советскими органами создавались штабы, бригады по очистке и ремонту вагонов, по их погрузке и разгрузке, остались в прошлом. То, что возврата к ним не будет, подтверждают и "свежие" показатели: если в мае прошлого года в среднем за сутки на Белгородском отделении Юго-Восточной магистрали разгружалось 440 вагонов, то теперь замахнулись на 593.
Естественно, смена лозунгов произошла не сразу и не вдруг - это результат кропотливой работы не только самого отделения, но и всей дороги. В частности, с таможенными органами. Было дело, когда на один адрес приходило по 150 вагонов, и смена из 5 -10 таможенников казалась беспомощной. Немало нареканий вызывало и то обстоятельство, что по выходным и праздникам таможня не работала.
Каждую пятницу железнодорожники собирали совещания с представителями областной администрации и Белгородской таможни, пока добились регулярной работы смен. Активность наблюдалась даже в ночное время - достаточно было заявки получателя. И теперь, если документы в порядке, смене вполне по плечу растаможить вагон всего за три часа вместо положенных трех суток. "Мы работаем для железной дороги, - заявляет руководство Белгородской таможни.
- Если она будет больше получать грузов, мы готовы задействовать больше людей".
- В эти дни неразгруженными остаются вагонов 30 - 40, - докладывает обстановку начальник отдела грузовой и коммерческой работы Белгородского отделения Алексей Малыхин, - да и те больше по вине разовых клиентов, которые не располагают необходимой для растаможивания суммой. Предприятия же работают стабильно и выгружают без задержек. Сейчас вот что практикуем: перед праздниками отправляем телеграммы на линию, беседуем с начальниками станций, а они в свою очередь - с грузоотправителями. Если видим, что с выгрузкой плохо, вызываем грузополучателей и ставим задачу, чтобы на выходные и праздничные дни они организовали бригады, предоставили нам списки. Предварительно уведомляем ответственных: к вам идет маршрут или группа вагонов, организуйте выгрузку.
Из 61 станции Белгородского отделения на 51 осуществляются погрузочно-разгрузочные операции. Белгород-Сумской, Крейда, Белгород, Котел и многие другие работают очень хорошо. Это значит, что вагоны здесь разгружают по наличию, в чем заслуга каждого - от начальника станции до составителя поездов. А на примере работы крупнейшей станции Стойленской с годовым объемом погрузки около 25 миллионов тонн можно изучать опыт четкого взаимодействия с партнерами.
Сотрудничают Лебединский и Стойленский ГОКи с юговосточниками конструктивно. Партнеры не стучат кулаком, требуя подвижной состав, а ищут внутренние резервы, стараются сокращать оборот вагонов. Это и есть основная тема для обсуждения при встречах.Так уж тут принято - вместе биться над тем, чтобы более качественно и быстро производить осмотр поступающих вагонов, улучшить маневровую работу как на станции Стойленской, так и на горняцких.
Стойленцы выступили с инициативой снизить технически установленный оборот вагона на предприятии с десяти до восьми часов. Просили и дорогу в свою очередь "сжать" время осмотра и маневров до минимума. Как результат, по сравнению с прошлым годом вагон ускорил свой бег.
Высокий уровень взаимопонимания достигнут и с Лебединскими горняками. На комбинате внедрена и успешно испытана новая система управления производством, создана служба управления качеством.
- В результате объемы погрузки повысились в карьере в минувшем году на 16 процентов, - рассказывает первый заместитель главного инженера по горно-транспортному комплексу Николай Дронов. - Показатели эти достигнуты не только за счет создания более оптимальной горно-транспортной схемы, но и за счет поставки и освоения нового оборудования и техники.
Белгородские железнодорожники активно подключились к областной программе строительства дорог. Для перевозки щебня из карьера Лебединского комбината на отделении задействовано несколько вертушек. Со своими задачами - постоянно держать на контроле их продвижение, избегать заминок по прибытию - "грузовики" справляются. Начальник грузового отдела выразил общий рабочий настрой:
- Стараемся организовать работу таким образом, чтобы колесо крутилось, от этого ведь зависит прибыль.
***
Лозунг девяностых "Давай вагоны!" вытеснил другой -"Давай груз!", и это подтверждает, что отрасль хорошо вписалась в рыночную экономику.