26 июня более двухсот водителей большегрузных автомобилей перекрыли федеральную трассу «Кавказ» в районе поселка Первомайское. Таким образом дальнобойщики боролись с поборами на дорогах. В район пикетирования были стянуты сотрудники силы правоохранительных органов, выехали омоновцы. Однако все обошлось без эксцессов. Через час после начала акции водители разъехались, предупредив, что в случае чего прибегнут к более радикальным мерам.
Это не первая акция протеста, проводимая дальнобойщиками. Самая масштабная прошла в августе 1998 года. Более 600 единиц автотранспорта 45 дней пикетировали железнодорожную магистраль и КПП «Яраг-Казмаляр». Как и 5 лет назад, водители требуют одного — сократить количество постов и искоренить порочную практику сбора денег.
Приказом министра МВД РФ на федеральных дорогах республики разрешены 12 стационарных постов. Фактическое же количество постов ГИБДД, транспортной инспекции, налоговой службы и весового контроля «Дагавтодора» составляет 16 единиц. В других районах их немного меньше (в Калмыкии — 4, Волгоградской области — 7, Рязанской — 2 и т.д.)
Не менее значимы проблемы на погранпереходе российско-азербайджанской границы (КПП «Яраг-Казмаляр»). Самым большим парадоксом является то, что всех водителей без исключения вынуждают завозить товар контрабандным способом. Схема такова. Скажем,
азербайджанский фермер, который вырастил на своем хозяйстве помидоры, договорился с нашим автоперевозчиком доставить его товар .им российский город. На погранпереходе оженная служба им сообщает, что ввоз товара возможен лишь в том случае, если его переоформят на специально для этого дислоцированных на КПП лиц, переоформителей. Таким образом, «владельцем» этого товара становится некий российский гражданин, не имеющий никакого отношения к этому товару, который за данную «услугу» получает от хозяина (перевозчика) энную сумму. Ставка — 19-20 тысяч рублей за одну машину. Кроме этого, водители платят 5 тыс. рублей за перегруз весовщикам, 3000 рублей за отсутствие тахографа, 200 рублей дезинфекторам, 500-600 рублей грузчикам за погрузочно-разгрузочные работы при таможенном досмотре и т.д. На эти выплаты водителям не выдают каких-либо финансовых документов.
Еще одним парадоксом является дислоцированная на КПП структура АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков). Эта общественная организация, каких несколько сотен в России, умудрилась присвоить себе функции контрольно-надзорных органов государственной власти. Она добралась до государственной границы. Водители, имеющие на руках междугородные лицензии, допуска, выданные органами государственной власти, обязаны купить у этой общественной организации дополнительное разрешение на пересечение границы. Цена колеблется от 300 до 1200 рублей и зависит как от времени суток, так и от дней недели.
Создается такое впечатление, что все происходит с молчаливого согласия высших органов государственной власти.
***
фото: Предупредительная автостоянка на трассе