История и современность
ВЕЛИКИЙ российский реформатор, первый российский император Петр Великий как-то сказал, что «инженеры зело потребны». 81 Центральная инженерная база была создана почти сразу после образования Советской республики - 30 ноября 1917 года. Тогда она называлась Ярославским главным инженерным складом и предназначалась для сбора, приема, хранения и отгрузки военно-инженерного имущества частям Красной Армии.
Всю свою 85-летнюю историю инженерная база верно служила Родине. На ней был освоен капитальный ремонт инженерной техники: от простых образцов до самых сложных.
После распада СССР, как и для многих предприятий нашей страны, для 81 Центральной инженерной базы наступили нелегкие времена. Военных заказов становилось все меньше и меньше. Но коллектив не сдался и руки не опустил. Именно в тот нелегкий период главой предприятия был назначен полковник Александр Ильич Пономаренко, который руководит им и по сей день. Родом с Украины, Александр Пономаренко по долгу службы побывал во многих регионах России и за ее пределами. Служил в Белоруссии, Танзании, Польше, Туркмении, Узбекистане, Афганистане, закончил академию в Москве, служил в Тамбове. Потом были еще финансово-экономические курсы при московской Академии наук. В 91-м году он был назначен главным инженером на 81 Центральную инженерную базу.
Деньги не получают, их зарабатывают
«Нелегкие были времена, - вспоминает Александр Ильич, - «оборонку» государство финансировало все меньше и меньше, а ведь работников никуда не денешь, надо платить людям зарплату». Тогда на инженерной базе решили, что пора самим зарабатывать деньги, и предприятие встало на хозрасчетные рельсы. Девизом работы стала фраза: «Деньги не получают, их зарабатывают». Сейчас плакат с этой надписью гордо красуется над проходной 81 Центральной инженерной базы.
Сегодня на предприятии работают высококвалифицированные специалисты. На производстве трудятся 493 работника. Но проблема с кадрами все-таки остается, нужно привлекать молодежь. Для этого инженерная база заключила договор с Профессиональным техническим училищем № 21. Теперь молодые ребята проходят на предприятии практику, а после окончания училища многие остаются там работать. Кстати, на 81 Центральной инженерной базе молодежи работает не так уж и мало. Походив вместе с фотокорреспондентом по цехам, мы в этом убедились сами. Кроме того, на предприятии трудятся и женщины, одна из них - токарем.
Спектр ремонтных услуг, которые осуществляет Центральная инженерная база, достаточно широк. Здесь имеется технологическое оборудование, которое позволяет качественно ремонтировать различного рода технику, в том числе производить капитальный ремонт техники для нужд народного хозяйства. С 1993 по 1995 годы на предприятии освоили ремонт гусеничных тракторов разл ичных типов: Т-130, ТДТ-55А, ЛХТ-55, ЛТ-656, ТТ-4, Т-170. При атом ремонт инженерной и народно-хозяйственной техники осуществляется способом специализированных постов. Наиболее сложные узлы и агрегаты перед сборкой изделий проходят испытания на стендах, что обеспечивает высокое качество ремонта техники.
От тягача до мебели
В 1998 году вместе с ремонтом техники предприятие стало выпускать и товары народного потребления. Это сборно-разборные металлические гаражи, садовые домики и отдельные их элементы. В прошлом году был открыт деревообрабатывающий участок, и сейчас 81 Центральная инженерная база производит очень красивые дворовые и садовые беседки, лавочки и другие малые архитектурные формы на заказ, а также мебель.
Наверное, большинству ярославцев приходилось ездить на автобусах марки МАЗ-104, которые производятся в рамках сотрудничества Ярославской области с Беларусью. А ведь эти четырехколесные красавцы были разработаны и сделаны на 81 Центральной инженерной базе. Поистине, предприятию есть чем гордиться. Эти автобусы, на которых установлен отечественный двигатель, вмещают 100 пассажиров. При этом данный вид общественного транспорта соответствует современным требованиям европейских стандартов.
Сейчас предприятие тесно сотрудничает с властями города и области. На 81 Центральной инженерной базе делают и ремонтируют городские трамваи, троллейбусы, автобусы и специальную технику для нужд сельского хозяйства. По оборонному заказу предприятие ремонтирует путепрокладчик БАТ-М. Он предназначен для механизации инженерных работ при прокладывании колонных путей и оборудовании маршрутов.
Кроме этого, путепрокладчик может применяться на бульдозерных работах - для засыпки котлованов, рвов, траншей. Также он может расчищать дороги от снега, выполнять погрузочно-разгрузочные операции при производстве. дорожно-мостовых работ. Капитальный ремонт путепрокладчика завод осуществляет с 1959 года.
В 1994 году предприятие освоило ремонт бульдозеров, сделанных на базе тракторов Т-130 и Т-170. Эти железные силачи могут копать, перемещать и разравнивать грунт, гравий, щебень и другие строительные материалы. Они используются для возведения насыпей, планировки площадок, разработки и засыпки котлованов, а также для работы на разборных скальных породах и рудных ископаемых.
Есть чем порадовать предприятию и лесников. Гусеничный трелевочный трактор ТТ-4, капитальный ремонт которого осуществляется с 1996 года, предназначен для сбора и трелевки поваленных деревьев или хлыстов в районах со средним и крупным лесом. При этом он может работать в различных погодных и дорожных условиях с различными прицепными лесозаготовительными и лесохозяйственными машинами. Для работ в лесу предназначен и лесопогрузчик ЛТ-65о, капитальный ремонт которого 81 Центральная инженерная база освоила в 1995 году. Он применяется для погрузки, разгрузки и штабелирования леса. И это далеко не весь спектр техники, ремонт которой производит предприятие. Там вам могут отремонтировать, например, и личный автомобиль. Причем ремонт
производится любой сложности, его стоимость зависит от характера! поломки и повреждений.
Чубайс не страшен
Кроме ремонта, предприятие осуществляет и хранение инженерной техники и имущества по заказу Министерства обороны РФ. Все погрузочно-разгрузочные работы на складах механизированы. При хранении широко применяются пакеты, поддоны, контейнеры. Есть и своя железнодорожная ветка, свои тепловозы.
Вообще, начальник 81 Центральной инженерной базы Александр Пономаренко считает, что на предприятии можно производить практически все, и даже никакой «Чубайс с рубильником» не страшен. Ведь здесь есть своя дизельная электростанция (на случай отключения электроэнергии), свой артезианский источник воды и даже своя пекарня. Рабочие предприятия обеспечиваются спецодеждой, которую шьют на самой базе.
Конечно, и проблем тоже хватает. Заказы от оборонки не всегда оплачиваются по рыночной стоимости, а ведь зарплату людям надо платить постоянно. Кстати, за все 90-е годы на предприятии заработную плату более чем на три месяца не задерживали ни разу. А это разве не показатель крепкого хозяйства и хорошего отношения к своим работникам?
Даже гостиница на территории предприятия имеется, где могут жить те работники, у кого в настоящий момент проблемы с местом постоянного проживания,.
Не обходит стороной "81 Центральная инженерная база социальную и гуманитарную деятельность. В 90-е годы предприятие построило в пос. Прибрежный многоквартирный дом, который затем был передан на баланс муниципальных властей. Не забывают здесь и о своих ветеранах. В памятные дни и на юбилеи предприятие делает им различного рода подарки, а на территории самой базы установлен воинский мемориал со скульптурой солдата времен Великой Отечественной войны, которого все ласково называют «наш Алеша».
В прошлом году на благотворительные цели предприятие потратило 500 тысяч рублей, но все же, как считает Александр Пономаренко, лучше оказывать помощь не деньгами, а делами.
В меру своих возможностей 81 Центральная инженерная база помогает Толгскому монастырю, школам, интернатам, детским домам. А сейчас предприятие создает свой лагерь-школу.