- Успехи нынче зависят от того, какие технологии взяты на вооружение. Мы в последние годы стараемся дружить только с современными, хотя не отказываемся и от хорошо оправдавших себя технологий прошлых лет, применявшихся до экономического спада конца 80-х годов. Конечно, о полном возврате к старому не может быть и речи уже потому, что с 1 октября прошлого года железные дороги изменили форму собственности, став акционерной компанией. Правда, 100 процентов акций нашего предприятия принадлежат государству, но тем не менее модель нынешней работы отделения дороги стала другой. Сегодня во главу угла поставлена прибыль. А получить ее можно, только организовав эффективную работу.
- И вам это, Геннадий Петрович, удается?
- Судите сами. Ежесуточно на станциях отделения загружается более 850 вагонов и свыше полутора тысяч - разгружается. В основном это черные металлы, лес, стройматериалы, минеральные удобрения. И объемы перевозок год от года возрастают. Так, в прошлом году они в сравнении с 2002 годом увеличились на 10 процентов, а за минувшее полугодие - на 13 процентов.
- И за счет чего такие подвижки стали возможны?
- Одна из основных составляющих любого успеха - внедрение достижений технического прогресса. На нашем отделении дороги компьютеризированы все важнейшие производственные процессы, а недавно для передачи информации стали применять оптико-волоконную связь. Постоянно совершенствуется технология и организация работы станций и узлов, устраняются "узкие места". Благодаря этому удается снижать простои вагонов, ускорять их оборот, повышать участковую и техническую скорость. Как известно, наше отделение включает в себя два крупных железнодорожных узла - Вологодский и Череповецкий. Станция Вологда-1 самая "бойкая" - она находится на пересечении четырех направлений (на Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Екатеринбург) и обеспечивает пропуск транспортных потоков из Сибири и Дальнего Востока в порты Балтийского и Белого морей. Использование современных технологий значительно повысило оперативность работы станции, ее производительность, позволило поднять на более высокий уровень безопасность движения поездов.
Самые значительные капиталовложения сегодня приходятся на Вологодский узел. Здесь создается новое железнодорожное предприятие, каких в Северо-Западном регионе больше нет - локомотивное депо Лоста. Оно возьмет на себя основную нагрузку по содержанию локомотивного парка.
- Вообще-то, Геннадий Петрович, в отделении уже есть несколько депо. В связи с чем потребовалось строить еще одно?
- Всего у нас четыре локомотивных и три вагонных депо, по два из которых расположены на территории Вологодской области. Одно из крупнейших - Вологодское. Оно же и старейшее: в позапрошлом году отмечалось его 130-летие. Однако и на этом предприятии происходят значительные перемены, оно меняется буквально на глазах. Реконструируются цеха, строятся новые, в которых будет производиться средний ремонт магистральных локомотивов. Не обижаем и вагонные депо: они оснащаются современным ремонтным и диагностическим оборудованием, в них внедряются новейшие ресурсосберегающие технологии, позволяющие повысить качество ремонта вагонов.
- Но все-таки депо Лоста стоит как бы особняком?
- Оно практически уже готово к выполнению своей главной задачи - ремонту грузовых электровозов отделения дороги, парк которых в последнее время значительно вырос. Увеличился и полигон их работы. Все это и потребовало создания такого мощного предприятия, где все - и производительность, и условия труда, и технологические процессы - будет на высоком современном уровне. Там уже был произведен пробный ремонт локомотива, и прошел он вполне успешно. Одновременно с депо развивается и станция Лоста. Там строятся дополнительные пути, способные пропускать поезда, составленные не меньше чем из ста вагонов, пункты технического осмотра вагонов и локомотивов с применением самых последних научных и практических разработок. Таким образом, станция Лоста является одной из крупнейших не только в Вологодском отделении, но и в целом на сети железных дорог. Придавая такое важное значение работе наших ключевых предприятий, мы надеемся получить возможность решать стоящие перед нами задачи.
- Безопасность перевозок зависит не только от состояния подвижного состава, но и пути, по которому он движется, не так ли?
- Безусловно. В путевом хозяйстве в последнее время тоже произошли серьезные перемены. Широко применяются, например, современные машины по глубокой очистке балласта и механизированной замене стрелочных переводов, новые дефектоскопные средства, позволяющие на более высоком уровне отслеживать состояние рельсов, и многое другое.
- А предвидятся ли какие-либо перемены в отношении такого деликатного "груза", как пассажиры?
- Улучшению обслуживания пассажиров у нас, конечно же, уделяется много внимания. Недавно этому было посвящено селекторное совещание, на котором президент компании Геннадий Матвеевич Фадеев дал указание руководителям отделений железной дороги обратить внимание на улучшение сервиса при перевозке людей, повышение качества обслуживания и степени безопасности. На нашем отделении многое делается для того, чтобы пассажирам было комфортно в пути. В ближайшие месяц-два к нам поступят пассажирские локомотивы, и мы сможем отказаться от использования грузовых, повысив тем самым качество работы поездных бригад. Кстати, пассажиры чутко реагируют на происходящие перемены, охотнее пользуются услугами железной дороги - в этом году нами перевезено их на 10 процентов больше, чем за аналогичный период 2003 года. И вообще стабильная работа отделения позволила коллективу вологодских железнодорожников выйти победителем в отраслевом соревновании по итогам работы в первом квартале этого года. Систематически занимают призовые места в отраслевом и дорожном соревновании коллективы вологодских дистанций погрузочно-разгрузочных работ, водоснабжения, электроснабжения и гражданских сооружений, Череповецкого локомотивного депо.
- В праздники принято говорить о ближайших планах...
- Особое внимание мы уделим модернизации однопутных участков и строительству путепроводов. Нужны вторые пути на участке Вологда - Буй: там сейчас можно пропустить максимум 24 пары поездов, а надо не менее сорока пар. В планах - строительство даниловского обхода для беспрепятственного пропуска вагонопотока с Горьковской дороги (участок Вологда - Данилов - Буй). Есть, конечно, и проблемы, но о них - в другой раз.
- Будем надеяться на лучшее. А завершим беседу по традиции поздравлением с праздником...
- Хочу пожелать дружному, трудолюбивому коллективу Вологодского отделения дороги, всем железнодорожникам, их родным и близким крепкого здоровья, успехов в труде и личной жизни, исполнения всех надежд. Благодарю за верность нелегкой, но почетной профессии и надеюсь, что предприятия железнодорожного транспорта вновь обретут свою прежнюю значимость, а их коллективы внесут достойный вклад в развитие и повышение эффективности работы российских железных дорог.