Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии, председатель подкомитета по научному обеспечению АПК, в палате Михаил Антонович КОРОБЕЙНИКОВ представляет администрацию Архангельской области. Заметим, в том, что к Северам в верхах все больше начинают прислушиваться, есть и его немалая заслуга. Не секрет, что членам Совета Федерации помимо непосредственной текущей законодательной работы приходится заниматься, скажем так, лоббированием интересов региона в Москве... С разговора об этой нелегкой миссии и началась наша беседа.
- Сегодня Россия если и жива, то благодаря регионам. Именно там идет настоящая работа. К сожалению, зачастую не за развитие, а за выживание. Прямо скажем: ныне отсутствует федеральная стратегия развития страны. Вместо нее -всевозможные виды реформ: экономических, социальных, административных, которые много раз начинаются и никогда не заканчиваются. В этом вся беда.
Поэтому в сложившихся условиях главная задача - оказание конкретной помощи региону, который ты представляешь в парламенте. То есть, как вы выразились, лоббирование. Уже третий год в составе Совета Федерации я представляю Архангельскую область. Приходилось ли лоббировать? Да, конечно. И это прежде всего касается законодательной работы. Многие законы, рассматриваемые в палате, в той или иной степени касаются интересов области. Это Налоговый кодекс, Земельный, утверждение тарифов, таможенная политика.
А возьмите транспорт. Парадоксальная ситуация: в Архангельском морском торговом порту, где самые низкие в России тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, даже половина мощностей не загружена. Минэкономразвития установил там такие высокие сборы, что они отпугивают грузоотправителей. Не случайно министр транспорта РФ Игорь Левитин и премьер-министр Михаил Фрадков недавно провели в Архангельске совещание транспортников, обсудив вопрос, что нужно сделать, чтобы наши северные порты не проигрывали конкуренцию портам Балтии.
Или взять сельское хозяйство, которое я знаю и люблю. Архангельская область - не главная аграрная территория в России, но и в ней есть уникальное сельское хозяйство, которое до 1991 года исключительно интересно развивалось. Мясомолочное направление, птицеводство, овощеводство - картофель, например, на Севере выращивается отменный! Это экологически чистая зона, и Архангельская область в состоянии прокормить всю европейскую территорию России, а при создании соответствующих условий может успешно конкурировать и на западных рынках. Мы же пока картофель закупаем со всего мира - от Бразилии до Польши.
- В Правительстве - широкие люди, настоящие глобалисты...
- Это точно. И потому я никого не могу убедить в простой истине - никто в России сельским хозяйством с 1991 года не занимается. Только разрушают его. Начиная с Петра Филиппова - был такой государственный муж, который с Чубайсом цветами торговал, и Гайдар уверился, что он великий аграрник. А в результате все сельское хозяйство, которое у нас было на высоком индустриальном уровне, разрушено вот такими "цветоводами" и завлабами. Сегодня мы пытаемся убедить исполнительную власть в необходимости принятия закона "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в РФ". Все страны мира - Япония, Франция, Америка - принимают такие законы. А наши "реформаторы" кричат: не надо, рынок все отрегулирует, если государство вмешивается в экономику, это плохой тон, это финиш. Вот финиш у нас и получился.
Доля сельского хозяйства в бюджете-2004 составила всего 0,98 процента. В советской России было 20 процентов. В СССР - 24. Есть разница? У нас сейчас в бюджете на все сельское хозяйство предусмотрено выделить один миллиард долларов. А у американцев - 105! Мы двигаем очень нужный стране закон, а нам опять дают бой. И кто? Минфин и Минэкономики. "Как это так, вы вместо 1 миллиарда просите два". Ну нельзя же так! Если реформаторы призывают нас равняться на мировой опыт, то пусть и сами следуют ему. В Норвегии субсидии селу составляют 3,5 тысячи долларов на гектар, в Финляндии - 1,6 тысячи, Швеции - 800 долларов. Нашему же сельскому хозяйству выделяется в расчете на гектар лишь 15 долларов! Только откровенные лжецы могут называть находящуюся в таком плачевном состоянии наиважнейшую отрасль экономики "черной дырой". На селе живут тридцать миллионов человек, они способны обеспечить продовольственную безопасность России. Однако мы на миллиард долларов закупаем ножки Буша, кормим американского фермера. Разве это правильно?
Нам говорят: зачем вы вносите проект закона, это должно делать Правительство. Но, во-первых, те, кто так говорит, не знают элементарного: Совет Федерации имеет право законодательной инициативы. А во-вторых, что же вы, члены Правительства, не используете своего права?!
Известно: одним из условий нашего вступления в ВТО является снижение государственной поддержки российскому АПК до 12,5 доллара на гектар. Что за этим последует? Захват нашего рынка производителями тех стран, где государство активно поддерживает свой агропромышленный комплекс.
Знает ли об этой ситуации Президент? Может быть, не в полной мере? Сегодня у него есть советники по разным проблемам, но только по селу, насколько мне известно, нет. Хотя во многих странах и люди такие есть у главы государства, и даже специальные структуры, которые отслеживают обстановку в АПК. Не сомневаюсь, если бы Президент был в полной мере информирован о ситуации в аграрном комплексе, то, скорее всего, не мы, а он внес бы этот законопроект.
- Не могу не задать вам "рыбный вопрос". Он все время на виду у прессы...
- Для нас это исключительно актуальная проблема. Поморы веками жили за счет рыбы, леса, ягод, грибов. "Рыбную проблему" я, пожалуй, как никто, лоббировал здесь на всех уровнях. Несколько раз был участником заседания правительственной комиссии, которая вырабатывала положение о распределении рыбных биоресурсов. Но, к сожалению, в комитете по рыболовству и Минсельхозе нас внимательно всегда выслушивают, однако окончательное решение принимает потом Минэкономики. Эта проблема поэтому толком не разрешена по сей день. Все квоты даются с опозданием. Распределяются они по-прежнему в Москве, хотя речь постоянно идет о том, чтобы в этом процессе активное участие принимали субъекты Федерации.
Что касается Архангельской области, то все последние годы я пытаюсь помочь региону с траловым флотом. Его фактически разрушили по указке сверху, не дали ему работать. По два-три раза в год меняли руководителей, не согласовывая с администрацией области. И сегодня траловый флот обанкрочен.
Новый наш губернатор Николай Киселев начал свою деятельность весьма активно и настойчиво: с нормального лоббирования интересов области, встретившись с представителями практически всех основных федеральных министерств и ведомств. В том числе был принят и директором Агентства по рыбному хозяйству Станиславом Ильясовым. Тот обещал нам помочь с траловым флотом, и надеюсь, что, несмотря на неизбежное вмешательство Минэкономики, он все-таки посодействует очень нужному делу.
Мы на предприятии ВПК "Звездочка" в Северодвинске в кооперации с Норвегией строим современные суда для тралового флота. Два уже успешно работают, а три стоят на стапелях - степень готовности, соответственно, 25, 50 и 75 процентов. Достроить - денег нет. Я обращался и в Минэкономики, и в комитет по рыбному хозяйству, и теперь к С.Ильясову, чтобы нам дали квоту - 2000 тонн для доводки этих кораблей. Естественно, все окупится, и мы деньги вернем. Но решение снова теряется в правительственных лабиринтах. А ведь можно решать проблему эффективно. У этих судов небольшая цена, они современны и технологичны. Почему не наладить на предприятиях "Звездочки" выпуск подобных судов, в которых нуждаются наш траловый флот и рыбная промышленность всей России?!
Вообще сколько пришлось проявить внимания и заботы, чтобы загрузить "Звездочку"! Мы пытались делать береговые установки по утилизации ядерных отходов, дали возможность им ремонтировать подводные лодки - к сожалению, не наши, а индийские. Выбили эти заказы, хотя их хотели отдать другим структурам. Помогаем и предприятию "Севмаш". Во-первых, оно начнет ремонтировать крейсер "Адмирал Горшков", во-вторых, делает для нефтяников платформы, а в-третьих, сегодня я добиваюсь того, чтобы предприятие начало строить продуктовозы на 35 - 40 тысяч тонн. Это совместный проект со шведами. Пытаюсь подключить Правительство страны, но оно неохотно идет на это.
- Почему? Маловыгодный проект?
- Ну что вы! Это суда для перевозки нефтепродуктов. А также сыпучих материалов, того же зерна. Они современны и экономичны. Уже сегодня на них есть заказы многих стран. Я подчеркиваю, не готовятся, а есть. Если проект двинется, люди будут иметь рабочие места, приличную зарплату, естественно, пойдут хорошие отчисления в бюджет - как местный, так и федеральный... Вот вопрос, который я, как член Совета Федерации, пытаюсь решать собственными силами с подключением различных структур. Хотя это должно быть государственной заботой.
Вместе с тем предприятие "Севмаш" должно строить и то, для чего оно создавалось, -атомные подводные лодки. Там умеют это делать грамотно, толково, квалифицированно. В советские времена "Севмаш" выпускал 5-7 лодок в год. С 1991 года по нынешнее время сделали одну лодку "Гепард", за которую еле-еле расплатился федеральный бюджет с предприятием. Разве это порядок?
- Вы говорили, что приходится бороться за интересы своего региона и на законодательном уровне. Удается ли?
- Конечно, дело это непростое: закон создается для всей страны, и здесь сталкиваются разные интересы. Но мы за свои бьемся. Например, когда хотели поправить закон о Севе-рах, чтобы ввести новое районирование, в результате чего получалось так, что большая часть юга Архангельской области оказывалась вне северных льгот - надбавок, коэффициентов, мы активно спорили с этим. Мне кажется, что нам кое-что удалось сделать вместе с другим членом Совета Федерации, который представляет в палате Архангельскую область от Законодательного собрания, - Юрием Сивковым. По крайней мере, пока на эту тему разговор стих и поправки отложены.
- Получается, что представителю региона приходится биться сразу на нескольких "фронтах..... В связи с этим такой вопрос. Многие члены Совета Федерации говорят о том, что распределение помощи из Центра часто идет несправедливо. Например, Сергей Степашин говорил даже о так называемом вкусовом подходе. Вам приходилось сталкиваться с такими вещами в отношении своей области?
- Постоянно. Хотя сегодня я не могу особо обижаться на Минфин - у них есть достаточно сложная методика (я бы ее, конечно, упростил), но все-таки они пытаются выделять более справедливо субвенции, дотации, субсидии. Но методика методикой, а желание у федеральной исполнительной власти все-таки осталось - забрать все в Центр и поделить. И получается, конечно, не всегда справедливо. Согласно закону распределяться доходы должны по принципу 50 на 50, но эта пропорция все время меняется в пользу федерального бюджета. И сегодня она приближается к соотношению 35 на 65.
В мире такой практики нет. В федеральный бюджет уходит только то, что действительно для государства нужно, - средства для зарплаты бюджетникам, расходы на оборону и т.д. А в России действуют иначе - все забрать в Центр, а уж он рассудит, кого осчастливить, а кого обделить. Либералы говорят, мол, в советский период свободы не было, процветала уравниловка. А сегодня что мы имеем? То же самое, но в худшем качестве. Поэтому приходится бороться и за возвращение того, что субъекту положено. Сегодня федеральный бюджет должен архангелогородцам 216 миллионов рублей. Просим! Хотя области должны, а не наоборот! Губернатор приезжает, настаивает, тратит на это время, мы постоянно в этом процессе.
- Вы бываете в регионе и, конечно, чувствуете настроения людей...
- Не просто бываю, я фактически всю область за три года объехал, в некоторых районах был по нескольку раз. Люди говорят все открыто - что им скрывать?! И народ, как правило, в большинстве случаев прав, но он не способен что-то решить самостоятельно, потому что в России так всегда принято: главное слово ждут от царя, генсека или президента. Взять закон о местном самоуправлении. Мы договорились вводить его в действие с 1 января 2006 года. Я вообще считаю, что его нужно было отклонить. Закон накрученный и непонятный людям. У нас есть приличная вертикаль, и надо ее сохранить - сельский, поселковый совет, район, город, область, совет министров. Все!
Я понимаю, что в стране валом идут реформы, причем создается такое впечатление, что все они - имитация активной деятельности, а кроме вреда, это ничего не приносит. Нужна другая политика - стратегия государства по приоритетам. Понятно, что с бюджетом в 90 миллиардов долларов невозможно такую стратегию обеспечить, то есть вначале надо решить вопрос наполнения казны - это уже оскомину всем набило, - вернув государству природные ресурсы, монополию на водку, табак, повысив зарплату... У нас только разведанные сырьевые ресурсы стоят около 300 триллионов долларов. Почему мы не можем хоть один процент отдать в концессию? Мы же не продаем, наши люди там будут работать. Вот где бюджет! И нужно платить нормальный подоходный налог. Уборщица и Абрамович платят одинаково, по 13 процентов. Это нонсенс, ни одно государство мира так не поступает!
Наши либералы говорят: нужно сосредоточиться на повышении роста производительности труда, экономике... Да, это важно. Нужны эффективность, качество, экономическая гибкость - таковы современные требования, мы живем в эпоху глобальной конкуренции. И все же не будем забывать о главной цели - воспроизведении добротной российской нации, живущей в согласии с природой.
- То есть возвращаясь к вопросу о добросовестном лоббировании, мы можем заметить, что оно невозможно без ответственной гражданской позиции...
- Мне говорят: Михаил Антонович, вы резко выступаете, пора заканчивать критику, хватит заниматься бичеванием... Хочу заметить на это: мы не можем двигаться вперед без прояснения, так сказать, истины сегодняшнего дня. Я хочу, чтобы все знали о реальной ситуации и исходя из этого принимали решения. Тогда они будут ответственными и пойдут на пользу дела. Всем работать надо. Себя не обманешь. Жизнь и историю - тоже...