КАК ВЕРНУТЬ АРБАТ

Мэр Москвы Юрий Лужков инициировал публичную дискуссию о благоустройстве Арбата

В повестке дня заседания Общественного совета при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города второстепенных вопросов не было. Обсуждались реконструкция аэровокзального комплекса "Внуково-1" , проект благоустройства Арбата, концепция застройки территории, примыкающей к Московскому международному деловому центру "Москва-Сити" , проект воссоздания гостиницы "Москва" и предпроектные предложения по размещению на улице Вильгельма Пика китайского делового центра "Парк Хуамин".

Улица для города

Гвоздем программы стало обсуждение проектных предложений по реконструкции Арбата, разработанных специалистами мастерской N 10 "Моспроекта-2". Вниманию членов совета были предложены два варианта схемы генерального плана. В первом предлагается сохранить существующий профиль улицы. По оси планируется разместить "отдельные группы крупномерных деревьев". Там, где расположены подземные коммуникации и посадить деревья невозможно, должны быть установлены цветочные контейнеры. Вокруг островков зелени оборудуются места отдыха со скамьями. Во втором варианте предлагается восстановить традиционный московский профиль улицы с тротуарами вдоль домов. Деревья высаживаются рядами вдоль фасадов. Правда, это возможно лишь при условии, что будет проделана масштабная работа по перекладке электрических и телефонных кабелей. Улицу предлагается вымостить гранитной плиткой и украсить новым "гарнитуром малых архитектурных форм": декоративными фонарями, скамьями, урнами, "элементами визуальной информации" , декоративными контейнерами для цветов и ограждающими столбиками.

Разработчики предлагают сформировать культурно-художественную зону "Лики Арбата". По их мнению, это позволит "возродить Арбат как улицу с богатыми историко-культурными традициями, имеющую неповторимый одухотворенный облик". В основу проектных предложений положена идея единой монументально-декоративной экспозиции, состоящей из 16 самостоятельных скульптурных композиций, размещенных на всем протяжении улицы. Скульптуры, высота которых "соразмерна человеческому росту" , предполагается установить прямо на мостовой без постаментов.

Как обещают разработчики, персонажи скульптурных композиций - наиболее характерные типы горожан рубежа XIX-XX веков - создадут атмосферу того времени, "образно перемещая посетителей в прошлое" - в те времена, когда на улице находились кафе "Арбатский подвал" , цветочный магазин Бауэра, фотомастерская "Идеал" , Классы рисования, живописи и скульптуры Розанова. Около композиций предложено разместить информацию о каждом персонаже и об истории зданий, возле которых они установлены. Отдельное развитие должна получить тема "Арбат в художественной литературе": среди скульптур можно будет встретить героев произведений Льва Толстого, Ивана Бунина, Михаила Булгакова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Анатолия Рыбакова. Не будут забыты и посвященные улице поэтические строки - их напишут на специальных "декоративных элементах".

Предложения вызвали у членов совета неоднозначную реакцию и породили продолжительную дискуссию. Подводя итоги обсуждения, мэр Москвы Юрий Лужков сказал: "Все начинается с того, что под ногами. Мостовая на Арбате очень обветшала, покрытие нужно менять. И я думаю, что здесь ностальгия по тротуарам должна уступить соображениям удобства". Кроме того, он предложил сделать покрытие с подогревом - это решит проблему уборки улицы зимой. Мэр согласился с тем, что на Арбате не должно быть "перебора" малых форм. "Жители просят побольше зелени, - сказал он. - И я согласен с тем, что деревья здесь вполне уместны. Как это все расположить? Я думаю, что нужны не коридоры из деревьев, а отдельные островки зелени". И, наконец, необходимо полностью освободить Арбат от транспорта. "У нас есть возможность отдать пешеходам всю улицу" , - сказал Юрий Лужков.

"Арбат - особая улица, и с ней нужно обращаться очень бережно, - отметил мэр. - И любые изменения, любые новшества нужно осмысливать, обсуждать. И не только со специалистами, но и с населением. Надо посмотреть на реакцию москвичей и не только жителей Арбата. Потому что Арбат - это улица для города, а не только для тех, кто там живет. Давайте откроем отдельные странички в специализированных журналах и городских газетах, посмотрим на отклики. Может быть, мы получим очень интересные предложения. По крайней мере будем знать, как основная масса москвичей относится к этой идее".

Нестандартная реплика

Над проектом реконструкции аэровокзального комплекса "Внуково-1" трудятся специалисты из немецкой фирмы "Обермайер Консульт" и крупнейших предприятий столицы: НИиПИ Генплана, "Моспроекта-4" , "Аэропроекта" , "Метрогипротранса" и "Мосинжпроекта". Проектные работы охватывают зоны пассажирских и грузовых терминалов, аванплощадь с транспортной развязкой и паркингами, четырехзвездочную гостиницу в районе дубовой рощи и прилегающие зоны перспективного развития. В самое ближайшее время должны быть построены терминал внутренних и международных линий (169 тысяч квадратных метров), эстакада-развязка междугородного автотранспорта, три гаража-стоянки почти на 7 тыс. мест, открытая парковка более чем на 960 мест и четырехзвездочный отель (80 тыс. кв. м). Терминал внутренних линий (25 тыс. кв. м), почтово-грузовой терминал (18 тыс. кв. м), автозаправочную станцию, пост милиции и производственно-техническую зону аэродрома (11 гектаров) ожидает реконструкция. В недалекой перспективе - строительство административного корпуса (70 тыс. кв. м) и торгово-офисных зданий (100 тыс.кв. м) с подземными автостоянками (108 тыс. кв. м).

Как обещают проектировщики, в итоге объем пассажирских перевозок через "Внуково" возрастет до 22 миллионов человек в год. Соответственно, в сутки через аэропорт будут проходить до 90 тыс. человек. Для того чтобы пассажиры могли быстро и с комфортом добираться до аэропорта, с Киевским вокзалом его соединит скоростная транспортная система, конечная станция которой разместится под аванплощадью и будет иметь выход непосредственно к новому терминалу. Как обещает председатель Москомархитектуры, главный архитектор города Александр Кузьмин, "пройдя регистрацию и сдав багаж на вокзале, пассажиры смогут налегке добраться до аэропорта за 20 - 25 минут".

Предложения решено было принять и продолжить рабочее проектирование. А Юрий Лужков сказал: "Мы получим не стандартную реплику, а хороший аэровокзальный комплекс с собственным архитектурным и градостроительным обликом". Вместе с тем он поручил проектировщикам еще раз просчитать по всем параметрам устойчивость комплекса, "чтобы не было статически неопределимых конструкций".

На месте промзоны будет деревня

Сейчас на примыкающий к ММДЦ "Москва-Сити" район Магистральных и Силикатных улиц без слез не взглянешь. Это угрюмая промзона, в которой можно снимать фильмы ужасов. Однако, если кто-либо из режиссеров рассчитывает на этот ресурс, ему следует поторопиться - в ближайшее время она исчезнет с карты города, а на ее месте будет построена Олимпийская деревня.

Как справедливо отметил Александр Кузьмин, эта территория очень удобно расположена с транспортной точки зрения. С центром ее свяжут строящийся Краснопресненский проспект и Краснопресненская набережная, которую можно продлить. Совсем рядом - трассы Третьего и строящегося Четвертого транспортных колец. Новую линию метро можно не заканчивать в ММДЦ, а продлить еще на пару станций. Кроме того, до Лужников и Крылатского можно пустить современный быстроходный водный транспорт.

"К 2012 году здесь можно было бы построить около полутора миллионов квадратных метров площадей, оставив часть территории под временными спортивными объектами, - предложил Александр Кузьмин. - А после окончания Олимпиады застройку территории жильем можно продолжить. Вообще здесь вполне реально возвести до 6 млн. кв. м".

Предложение реконструировать эту территорию Юрий Лужков назвал очень хорошим и полезным. Члены совета единодушно согласились с тем, что оно должно быть принято.

Успокоить и помирить

Проект воссоздания гостиницы "Москва" , разработанный специалистами "Моспроекта-2" , предполагает, что прежний вид сохранят фасады, выходящие на Охотный Ряд и Манежную площадь, а те, что были видны с Театральной пл. и пл. Революции, построят по утвержденному, но не реализованному в полном объеме проекту Алексея Щусева, Леонида Савельева и Освальда Стапрана. Представляя его, Александр Кузьмин отметил, что доминантой Театральной пл. является Большой театр и выходящий на нее фасад гостиницы должен быть композиционно подчинен великому творению Осипа Бове. Общая площадь нового многофункционального комплекса составит более 193 тысяч квадратных метров. Он будет включать гостиничную (более 51 тыс. кв. м), офисную (более 51 тыс. кв. м) и торговую (32 тыс. кв. м) зоны, а также подземную часть с автостоянкой (почти 51 тыс. кв. м). Гостиничная часть с апартаментами будет обращена в сторону Манежной пл. и пл.Революции, офисная - на Охотный Ряд и Театральную площадь.

Вместо существовавшего прежде большого открытого двора сделают два поменьше и крытый атриум. С первого по третий этажи эти пространства предлагается объединить торгово-общественной зоной, в которой разместятся магазины, рестораны, кафе и входные вестибюли. Как в гостиничной, так и в офисной части будут залы для конференций и переговоров.

На первом подземном этаже предполагается разместить магазины, рестораны и кафе, технические помещения, терминалы для погрузочно-разгрузочных работ, а также автостоянку. Второй, третий и четвертый подземные этажи будут занимать только автомобили.

Общая вместимость гостиничных гаражей составит 900 мест.

По поводу восстановления фасадов среди членов совета возникла дискуссия. Подводя ее итоги, Юрий Лужков согласился с тем, что фасады, выходящие на Манежную пл. и Охотный Ряд, можно воссоздать в прежнем виде. "Фасад, который выходит на Манежную площадь, не вызывает возражений, и мы должны его воссоздать - нравится он или нет. Если говорить положа руку на сердце, мне вообще гостиница "Москва" не нравится, -признался мэр. - Фасад, который выходит на Думу, не видит никто, кроме депутатов. Ну и пусть... "

А вот над фасадами, обращенными к Театральной площади и пл. Революции, Юрий Лужков предложил еще поработать. "Считаю правильным замечание многих выступавших, что Театральную площадь формирует прежде всего Большой театр, - согласился он. - Поэтому архитектурный облик выходящего на нее фасада нужно переделать и успокоить. Тем более что это не главный вход в гостиницу. Его нужно очень аккуратно переработать, помирить с обликом Театральной площади. В том числе с "Метрополем" - потому что они формируют единое архитектурное пространство".

Напротив фасада, который выходит на площадь Революции, расположено бывшее здание Московской городской Думы. Юрий Лужков признался, что оно вызывает у него восхищение. "Это архитектура, которая соответствует центру Москвы и истории этого места, - сказал он. - Конечно, я не призываю ее копировать, но хотел бы предложить тоже над этим фасадом поработать и немножечко вернуть его в ту архитектуру - красивую, интересную".

Рядом с садом будет парк

Рядом со станцией метро "Ботанический сад" в скором времени вырастет китайский деловой центр "Парк Хуамин". Предпроектные предложения по его строительству разработаны специалистами "Моспроекта-4". Этот комплекс высотой 180 метров разместится на двух имеющих сложную многоугольную форму участках общей площадью более 8 гектаров, разделенных улицей Вильгельма Пика.

Работы предполагается вести в две очереди. Первая (148 тысяч квадратных метров) включает гостиницу, апарт-отель, офисные площади, центр приема и обслуживания, конгресс-центр, выставочный и комплексный коммерческо-развлекательный центры, а также подземную и открытую парковки на 450 мест каждая. Все это разместится на западном участке (почти 7 гектаров). На восточном из объектов первой очереди - только часть коммерческого развлекательного центра. Во вторую очередь (82 тыс. кв. м) на нем предлагается возвести апарт-отель, офисные помещения, культурно- и спортивно-развлекательные центры, подсобные помещения, подземную и открытую парковки (200 и 300 мест соответственно). "Композиционными акцентами" архитектурно-градостроительной концепции должны стать два высотных здания (50 и 32 этажа).

"Я хорошо знаю это место, - сказал Юрий Лужков. -Богатейшая, интереснейшая площадка. Рядом метро, крупные транспортные артерии. Комплекс будет украшать эту часть города. Я думаю, можно поддержать предложение". На том и порешили.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости