Здесь учат высоким технологиям

Замечательно, когда учеба начинается торжеством, в котором принимают участие не только поступившие на первый курс, но и преподаватели, руководители "Росавтодора" и всей транспортной отрасли. Однако за праздником начинаются будни. Какими они станут, насколько успешным окажется учебный процесс, во многом зависит от того, кто поступил в вуз. Проректор Государственного технического университета МАДИ Павел Поспелов уверен, что пополнение пришло хорошее.

- Об этом можно судить уже по тому, каким был конкурс. В этом году мы приняли на дневное отделение 1150 человек, 370 - на вечернее. Нам было из кого выбирать. Три с лишним человека на одно место - достаточно много. Но это средняя цифра. Интересно, что на сравнительно новую специальность "управление персоналом" - первый прием на нее был в прошлом году - на одно место претендовали шесть человек. В этом году мы начали учить еще одной новой профессии - "менеджмент высоких технологий". Обучающиеся здесь должны хорошо знать математику и физику и иметь склонность к технике. Им предстоит решать инновационные задачи.

- Это будут, так сказать, инженеры высокой пробы?

- Внедрение достижений научно-технического прогресса в России традиционно отставало. Новая техника в стране создавалась, но ее выход в серию, в массовое производство, как правило, задерживался. Президент поставил задачу удвоить валовой национальный продукт. Эта задача будет выполнена в том случае, если страна будет обладать нужным потенциалом инженерных кадров, занимающихся внедрением высоких технологий и новой техники. Эти технологии, как никогда, востребованы транспортом, дорожным строительством. И Министерство образования в порядке эксперимента разрешило нам принять 25 человек на эту специальность.

Традиционно высоким был конкурс на такую специальность, как автомобильные перевозки. Интересно, что проходной балл по специальностям, связанным со строительством автомобильных дорог, оказался выше, чем на те, что связаны с экономикой. Это отрадно, поскольку дорожное хозяйство России должно динамично развиваться и нужны специалисты именно в этой отрасли.

И, пожалуй, еще одна особенность приемных испытаний последних лет. Экономические специальности перестают быть преимущественно женскими. Уже в прошлом году на экономический факультет мы приняли больше юношей, чем девушек. Сегодня в целом на этом факультете 56 процентов "мужского населения".

- Вообще, когда входишь в МАДИ, удивляешься, что в институте с преимущественно мужскими профессиями достаточно много девушек.

- Они составляют примерно четверть наших студентов. Девушки обучаются не только экономическим профессиям, но и другим специальностям, в частности, связанным с проектированием железных дорог, где наряду с глубокими знаниями требуются тщательность, аккуратность, то есть качества, где они имеют определенные преимущества перед ребятами. Что касается профессий, которые вы назвали "мужскими", - в их числе подъемно-транспортные машины и оборудование, сервис транспортных и технологических машин и оборудования, - туда девушек и в этом году поступило очень мало.

Завершая разговор о конкурсе, надо сказать, что он был весьма успешным. Все показатели по приему на дневное и вечернее отделение выполнены. Для нас это очень важно. В августе Государственной Думой были приняты изменения в закон о высшем и послевузовском образовании, где теперь наряду с государственными учебными заведениями упоминаются федеральные, которые будут финансироваться из федерального бюджета. И тот факт, что мы выполнили все плановые показатели, дает гарантию получения бюджетных средств, которые позволят нам осуществлять коммунальные платежи, выдавать зарплату, платить стипендию. Зачисленные по конкурсу обучаются у нас бесплатно.

- Сколько студентов принято на платную форму обучения?

- 250 человек. Они стали студентами Московского транспортного института, обучение в котором ведется по всем специальностям МАДИ.

- Вступительные экзамены имели свои особенности. А студенческие каникулы?

- Лето было для нас напряженным: мы создали и отправили несколько студенческих строительных отрядов. Студенты третьего и четвертого курсов по приглашению Межрегиональной дирекции по строительству в Дальневосточном регионе России отправились на трассу "Амур". Второй наш ССО трудился на дорожном строительстве в Тамбовской области. Ребята неплохо заработали - в среднем 8-10 тысяч рублей. При этом все их транспортные расходы взял на себя институт.

- Каким будет учебный процесс? Повлияют ли на него упомянутые вами изменения в законодательстве?

- В марте этого года наш вуз прошел процедуру аттестации и аккредитации, получил право выдавать дипломы государственного образца на протяжении пяти лет. Для нас это очень важно, потому что мы можем спокойно работать, наращивать усилия, совершенствуя учебные программы. То есть учебный процесс будет стабильным. Мы продолжим заниматься дальнейшим углублением системы многоуровневой подготовки специалистов. Это важно в связи с подписанием Россией Болонских соглашений, согласно которым вводится единая система образования, состоящая из двух циклов: незаконченное высшее - с титулом "бакалавр" и законченное - с титулом "магистр" или "доктор". Такая система предполагает большую академическую мобильность студентов, позволяет из одной страны переезжать в другую, не прерывая учебный процесс. Диплом бакалавра наши студенты получают через четыре года учебы и идут работать на производство. Магистры учатся у нас шесть лет и связывают свою карьеру с научной работой или преподавательской деятельностью.

- Какова ситуация с материально-технической базой МАДИ? Удается ли будущих инженеров учить на образцах новейшей техники?

- Прежде всего мы рассчитываем в этом году начать строительство нового корпуса. Все к нему готово. Есть соответствующее решение правительства, пошло бюджетное финансирование, помощь оказывает "Росавтодор". Мы предполагаем, что часть этого нового корпуса займет Институт повышения квалификации и часть его площадей мы планируем передать Федеральному дорожному агентству.

Финансирование технических вузов - это, конечно, особая статья: на одних компьютерах студента не научишь. Нужны хорошие стенды, двигатели внутреннего сгорания, качественный бензин... К счастью, подход многих компаний меняется. Фирмы дарят нам учебные лаборатории, в том числе смонтированные на базе автомобиля, всего автомобилей у нас около ста. Средства программного обеспечения, еще недавно закрытые для посторонних, фирмы рассекречивают, передают безвозмездно или на льготной основе и говорят: обучайте студентов на наших программных продуктах, чтобы они могли потом работать у нас на производстве.

Если взять специальности, связанные с автомобильным сервисом, то мы сотрудничаем с рядом фирм, которые передают нам и свои учебные материалы, и оборудование. В этом ряду можно назвать фирму "Независимость", известную на рынке автомобилей "Вольво", совсем недавно мы договорились с фирмой "Ауди" в России", которая тоже готова принимать участие в развитии нашей материальной базы. Провели переговоры с компанией "Тойота", они поставили нам свои стенды, чтобы студенты могли обучаться на самом современном оборудовании новым технологиям, электронике, изучать новейшие двигатели. Ведь сейчас в связи с ростом автомобильного парка ощущается острая нехватка специалистов высокой квалификации. Компании это почувствовали и стали обращаться к нам, приглашают наших студентов на практику. Ребята там закрепляются, и в общем отзывы о наших студентах самые высокие. Наши выпускники нужны повсюду. Функционирование дорожного и автомобильного комплексов страны требует все больше и больше специалистов высокой квалификации.

- Каковы масштабы этой подготовки в МАДИ?

- МАДИ. - это один из крупнейших вузов России, ведущий научный и методический центр по подготовке высококвалифицированных инженерных и научных кадров в области строительства дорог и мостов, машин, которые их строят, автотракторных двигателей, экономики автотранспорта, организаторов работы автотранспортного комплекса страны. Всего у нас около 15 тысяч студентов. Это собственно МАДИ и его филиалы -Волжский в Чебоксарах, Махачкалинский, Смоленский, Уральский в Челябинске и филиал в Бронницах Московской области. Они созданы для того, чтобы готовить кадры для регионов по инициативе их руководителей. Главы субъектов Федерации обычно обращались с предложением: нам нужны инженеры-строители дорог и аэродромов, специалисты по организации дорожного движения, по сервису машин и оборудования, а лучше вас их никто не готовит. Словом, Московский автомобильно-дорожный институт сегодня - это достаточно мощная разветвленная структура, которая называется Государственный технический университет МАДИ.

- Какие связи МАДИ поддерживает с "Росавтодором"?

- Во-первых, мы ведем научные исследования по заказу этой организации, во вторых, у нас есть договор с "Росавтодором" на подготовку специалистов и на переподготовку кадров для отрасли с целью повышения их квалификации. Минимум один раз в год мы встречаемся с представителями "Росавтодора", подводим итоги и намечаем пути дальнейшего сотрудничества.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости