Российский рынок услуг в сфере контейнерных перевозок, оценивающийся примерно в $1 млрд., растет со скоростью 15-20% в год. Однако и эти показатели могут быть многократно увеличены в том случае, если наша страна, используя выгодное географическое положение, сможет перетянуть на себя грузопотоки своих конкурентов.
Контейнерные перевозки - один из самых эффективных способов транспортировки грузов, позволяющий сэкономить на погрузочно-разгрузочных операциях, сократить расходы и время на доставку, повысить сохранность грузов. В развитых странах это давно поняли и перевозят в контейнерах от 10% до 60% всех грузов. В России этот показатель составляет пока всего лишь 1, 3%.
Тем не менее для нашей страны контейнерные перевозки имеют огромное значение: в настоящее время без них фактически невозможно осуществлять экспортно-импортные операции, а также конкурировать в расширении транзитного грузопотока. Сегодня на долю железнодорожного транспорта приходится 45% всех контейнерных перевозок в стране.
В 2004 году рост рынка контейнерных перевозок в России составит более 12%. При этом особенно быстрыми темпами развивается перевозка в крупных контейнерах 20 и 40 футов (на 20-40% в год). В то же время для стран Европы и США даже 20-футовые контейнеры уже вчерашний день: там начинают использовать 45-футовые, а в США - даже 60-футовые контейнеры.
На мировом рынке транспортных услуг контейнерный бизнес наиболее эффективен именно как средство международных перевозок (экспорт, импорт, транзит), и поэтому наличие конкурентного поля должно оцениваться именно с этих позиций. Отечественный контейнерный бизнес уже давно конкурирует с доставкой грузов морем в обход России, с международными автоперевозками. Кроме того, наши соседи по СНГ настойчиво прокладывают свои транспортные коридоры с минимальным участием РЖД.
Контейнерными перевозками в ОАО РЖД занимается специально созданный филиал - центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер". Как отмечает директор "Трансконтейнера" Петр Баскаков, в настоящее время у РЖД имеется 177 тыс. контейнеров, в том числе 43, 7 тыс. крупнотоннажных, 3, 5 тыс. вагонов-контейнеровозов для перевозки среднетоннажных контейнеров и 17 тыс. платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Для переработки контейнеров РЖД имеет 583 терминала, в том числе 167 - для переработки крупнотоннажных контейнеров, из них 44 - для 40-футовых контейнеров. Кроме того, на российских железных дорогах ежесуточно участвуют в перевозках 3, 5 тыс. контейнеров и 2, 7 тыс. платформ, принадлежащих иным собственникам.
Впервые в российской практике сформирована сеть железнодорожных агентств не только в России, но и за рубежом, что позволяет доставлять контейнеры в любую точку мира. Причем "Трансконтейнер" отдает приоритет развитию варианта "от двери к двери" (сквозные перевозки с участием разных видов транспорта) и переходу на обслуживание клиента по принципу одного окна, когда любой клиент оплачивает за весь маршрут железнодорожникам, а не отдельно товарной станции, автомобилистам и морякам.
Сейчас, в ходе реформирования железнодорожной отрасли, правление ОАО РЖД приняло решение превратить "Трансконтейнер" из филиала в самостоятельную дочернюю компанию. Поскольку она будет не только сама перевозить, но и оказывать услуги другим фирмам, на рынке пошли разговоры о создании нового монополиста. На самом деле это далеко не так. Дело в том, что отсутствие в России консолидированной структуры, в отличие от развитых стран, чревато для страны серьезными последствиями. Когда Россия станет членом ВТО, она будет вынуждена открыть доступ к рынку транспортных услуг на своей территории. Не нужно быть крупным специалистом, чтобы понять, что первой жертвой станут услуги в сфере контейнерных перевозок, поэтому создание дочернего общества ОАО РЖД в сфере контейнерных перевозок сегодня является защитой отечественного рынка и национальных интересов страны в будущем.
Новому предприятию будут переданы практически все крупнотоннажные контейнеры и платформы. Однако из 583 ныне имеющихся у РЖД контейнерных терминалов в собственность "Трансконтейнера" намечено передать только 51 терминал и еще 43 - сдать в аренду. Впрочем, окончательный выбор варианта создания дочернего предприятия будет сделан на ближайшем, сентябрьском заседании совета директоров компании.