Есть мнение
На Восточно-Сибирской железной дороге, как уже сообщал "Гулок", прошло сетевое совещание, на котором обсуждался вопрос совершенствования деятельности механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций в составе ОАО "РЖД".
Обмен мнениями показал, что наряду с положительными наметились и негативные тенденции, главным образом связанные со слабой заинтересованностью работников в увеличении объемов услуг, предоставляемых грузоотправителям и грузополучателям, повышении их качества и комплексности. В чем же дело?
Завершившийся первый этап структурной реформы на железнодорожном транспорте существенно изменил как правовой статус структурных подразделений дорог и отделений, так и взаимоотношения между ними. С образованием ОАО "РЖД" хозяйственная деятельность приобрела многопрофильный характер. И такая концентрация видов деятельности не всегда позволяет осуществлять их эффективно. На последующих этапах реформы требуется их разделить с тем, чтобы лучше ими управлять. Да и хозяйственная самостоятельность повысит заинтересованность работников в результатах своего труда.
В связи с этим современный этап корпоративного строительства характерен "дочернизацией" структурных подразделений и повышением их статуса до уровня юридического лица. Речь идет, прежде всего, о коллективах, занимающихся специализированными грузовыми перевозками, сферой строительства, ремонтом подвижного состава и др. Особо следует отметить, что в дальнейшем опыт деятельности дочерних компаний в составе ОАО "РЖД", их взаимоотношений внутри корпорации и с потребителями транспортной продукции должен способствовать принятию правильных решений по части обособления инфраструктуры, грузовых перевозчиков, владельцев локомотивной тяги и т.д. Поэтому обеспечение эффективной деятельности "дочек", оценка экономических результатов окажут существенное влияние на характер преобразований и содержание третьего этапа реформирования отрасли.
В настоящее время создавать дочерние общества планируется на базе структурных подразделений, имеющих статус филиалов акционерного общества. Такие образования имеют высокую степень организационно-технологической обособленности по сравнению с другими подразделениями.
Вместе с тем вопрос образования дочерних обществ целесообразно рассмотреть и применительно к структурным подразделениям, имеющим иной статус. Таких у нас немало, но только часть из них по характеру хозяйственной деятельности отвечает требованиям, предъявляемым к потенциальным дочерним компаниям.
В хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок значительный объем услуг предоставляют грузоотправителям и грузополучателям механизированные дистанции. Они являются структурными подразделениями отделений дорог. Профиль их деятельности - погрузочно-разгрузочные и складские операции, транспортно-экспедиционное обслуживание, декларирование и таможенное оформление грузов и транспортных средств, завоз (вывоз) грузов на станции (со станций) автомобильным транспортом. Иными словами, они обслуживают потребителей без посредников, причем некоторые из видов их деятельности регулируются государственными органами посредством лицензирования, сертификации или занесения в специальные реестры (например, таможенное оформление грузов).
Анализ работы дистанций за последние годы свидетельствует о расширении сферы их деятельности. Созданные главным образом для механизированных погрузочно-разгрузочных работ, в настоящее время они предоставляют весь набор услуг, занимаясь комплексным обслуживанием грузоотправителей. Отчетные данные свидетельствуют, что удельный вес доходов от погрузочно-разгрузочных работ составляет около половины всей суммы транспортно-экспедиционных услуг, более 18 процентов от других работ и 30 - от других услуг.
Словом, дистанции достаточно хорошо адаптировались к рыночным отношениям и успешно выдерживают конкуренцию с другими организациями и индивидуальными предпринимателями, прежде всего в сфере погрузочно-разгрузочной и транспортно-экспедиционной деятельности. А здесь особенно высока конкуренция, так как на рынке транспортных услуг работает немало независимых компаний, хорошо оснащенных и профессионально подготовленных.
Но поскольку механизированные дистанции являются структурными подразделениями отделений дорог, те организуют их работу и распоряжаются средствами, не всегда соблюдая принцип "Кто зарабатывает деньги - тот имеет и право ими распоряжаться". Поэтому зачастую приобретение запасных частей и комплектующих для машин и механизмов превращается в длительную и многотрудную процедуру. В результате нерационально используются имеющиеся ресурсы, погрузочно-разгрузочная техника простаивает в ожидании ремонтов. Разобщенность в управлении деятельностью дистанций на уровне дороги затрудняет маневрирование находящейся в их распоряжении техникой. Между тем, в крупных железнодорожных узлах по мере поступления больших объемов грузов нередко возникает необходимость сконцентрировать на отдельных станциях мобильные средства (автомобили, погрузчики). Надо ведь соблюдать в первую очередь корпоративные интересы. Но передача в оперативном порядке машин и механизмов из одной дистанции в другую не подкреплена никакими экономическими мотивами.
Кстати, наиболее эффективно механизированные дистанции управлялись отделениями тогда, когда последние имели статус юридического лица. В современных условиях при формировании значительной части мотивационного бюджета от прочих (подсобно-вспомогательных) видов деятельности на уровне дороги прямое хозяйственное управление со стороны дороги этими дистанциями, на мой взгляд, позволит лучше организовать их работу и стимулировать материальную заинтересованность коллективов в увеличении объемов работы.
Предоставление механизированным дистанциям статуса структурного подразделения дороги отвечает и задачам современного этапа корпоративного строительства ОАО "РЖД" в части повышения хозяйственной и организационной самостоятельности подразделений. Это особенно важно для тех видов деятельности, которые осуществляются в конкурентном секторе рынка транспортных услуг.
Для придания дистанциям статуса структурного подразделения дороги необходимо сформировать единое подразделение, которое бы управляло деятельностью дистанций. Такое подразделение в форме Дирекции по обслуживанию грузовых перевозок и обеспечит координацию работы дистанций в рамках дороги. Формирование ее штата можно осуществить за счет части работников службы грузовой и коммерческой работы дороги, грузовых отделов отделений и дистанций.
С образованием дочернего акционерного общества "Трансконтейнер" его взаимодействие с механизированными дистанциями по части погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-экспедиционного обслуживания планируется осуществлять на уровне дороги. По заказам "Трансконтейнера" ежемесячно должны составляться акты на выполненные работы, после чего будут перечисляться денежные средства на расчетные счета железных дорог. Эта работа также потребует координации в масштабе дороги. Она касается выполнения договорных обязательств в процессе перевозки контейнеров и контроля расчетов за предоставляемые услуги. В этом случае Дирекция по обслуживанию грузовых перевозок будет выступать единым исполнителем работ от имени дороги в отношениях с "Трансконтейнером".
Так что по характеру предоставляемых услуг и положению на рынке механизированные дистанции могли бы быть выделены в дочерние акционерные общества. Однако в соответствии с принятыми нормативными правовыми документами это сделать нельзя из-за ограничений в обороте имущества ОАО "РЖД", которое используется для производства погрузочно-разгрузочных работ. В частности, к таковым относятся средства для погрузки и выгрузки грузов, железнодорожные пути, используемые для этих целей, и некоторые другие объекты.
Но по мере развития структурной реформы на третьем этапе ограничения в обороте имущества ОАО "РЖД" могут быть изменены. В связи с этим реформирование механизированных дистанций представляется целесообразным ограничить пока созданием соответствующих дирекций на дорогах. Впоследствии они могут стать территориальными подразделениями по обслуживанию грузовых перевозок. Создание филиала по профилю деятельности механизированных дистанций позволит сформировать вертикаль хозяйственного управления, обеспечивающую максимальную заинтересованность работников в увеличении доходных поступлений.
***
Поскольку механизированные дистанции являются структурными подразделениями отделений дорог, те организуют их работу и распоряжаются средствами, не всегда соблюдая принцип "Кто зарабатывает деньги - тот имеет и право ими распоряжаться".