Впервые идея создания малогабаритного многофункционального погрузчика с бортовым поворотом была предложена американской фирмой Melroe в 1958 г. для механизации трудоемких погрузочно-разгрузочных работ в фермерских хозяйствах. Быстро выросшая популярность и пожелания покупателей повысить универсальность машины побудили производителя вести дальнейшую ее разработку.
Начали с освоения новых видов навесного оборудования для фермеров, а затем и для более широкого круга потребителей.
Вторым направлением развития стало расширение модельного ряда за счет применения двигателей различной мощности и приводов разной производительности.
Одновременно с этим велись работы по доработке существующих конструкций. При этом большое внимание уделялось маневренности, компактности, надежности, экономичности, простоте управления, безопасности и комфорту оператора, упрощению технического обслуживания.
Успешно развивающийся класс машин обратил на себя внимание не только потребителей. Крупные машиностроительные компании (Volvo, Fiat, Daewoo, Hyndai) разработали и освоили производство аналогичных машин. Кроме того, были образованы новые компании, специализирующиеся на изготовлении именно такой техники.
На сегодняшний день уже более 20 компаний производят малогабаритные многофункциональные машины с бортовым поворотом, грузоподъемность которых охватывает диапазон от 300 до 1600 кг. Производится более 60 наименований различного навесного оборудования - ковши разного объема с фронтальной и боковой разгрузкой, траншейный и ковшовый экскаваторы, вилочные и грейферные захваты, фрезы различного назначения, гидромолоты, уборочные машины, снегоочистители, бетоносмесители, буры и т. д.
Широкий спектр возможностей применения машины позволил ей найти свое место в коммунальных и дорожных, садово-парковых и лесных хозяйствах, а также в строительстве и промышленности, на
вокзалах и стадионах, в банках и в аэропортах, на рынках, складах и морских портах.
Таким образом, машина уже не соответствует определению - мини-погрузчик (машина для выполнения погрузочно-транспортных операций с грузами массой до 1, 5 тонны).
Трактора, применяемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, тоже выпускаются со сменным навесным оборудованием, но они не могут быть использованы при ремонте дорожного покрытия и строительстве.
Поэтому сегодня целесообразно выделить такие машины в отдельный класс - многоцелевая коммунально-строительная машина (в дальнейшем - МКСМ).
Практически все МКСМ представляют собой короткобазовые четырехколесные полноприводные шасси с гидрообъемной трансмиссией и очень плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения. Колеса левого и правого бортов приводятся отдельными гидромоторами и могут работать в режиме противовращения. Именно благодаря этому МКСМ легко маневрируют даже на небольшой площадке, притормаживая колеса одного из бортов или заставляя колеса противоположных бортов вращаться в разные стороны.
Исключением из правил являются некоторые модели МКСМ, на которых применена комбинированная система поворота, включающая как традиционную
систему управления с бортовым поворотом, так и систему поворота со всеми управляемыми колесами. Такой метод поворота существенно снижает износ шин и уменьшает расход топлива.
Как правило, МКСМ комплектуются пневмоколесами с бескамерными шинами с развитыми грунтозацепами для работы на грунтах. Для увеличения проходимости и снижения удельного давления на грунт машины могут быть оснащены гусеницами с металлическими или резиновыми траками. Некоторые фирмы выпускают специальные модификации МКСМ на гусеничном ходу.
Практически все предприятия-изготовители устанавливают на своих машинах экономичные дизельные двигатели со средним расходом топлива 5-6 л/час.
Малогабаритность, многофункциональность, экономичность. Можно с уверенностью сказать, что, обладая таким набором качеств, МКСМ являются одним из перспективных направлений развития коммунально-строительной техники, как заменитель части дорогостоящих крупногабаритных узкоспециализированных машин.
При мелком, ямочном ремонте покрытия дорог и тротуаров МКСМ одна может заменить целый парк дорожных машин, а при ремонте дорожного покрытия автомобильных мостов, где не могут быть использованы тяжеловесные машины, она просто незаменима.
На российском рынке представлены машины более чем двадцати зарубежных фирм-производителей. Например таких, как Bobcat, Case (США), КОМ ATSU (Япония), JCB (Великобритания), Locust (Словакия), Volvo (Швеция) и т. д. Не отстают и наши ближайшие соседи - Белоруссия (Амкодор, МоАЗ, Гомельсельмаш) и Украина (Юждормаш).
Среди российских производителей можно выделить две крупные компании. Наиболее часто на улицах российских городов можно видеть МКСМ-800 Курганского машиностроительного завода и ПУМ-500, -800 нижнетагильского "Уралвагонзавода". Более мелкими партиями выпускаются КСМ-1 производства МУН НПО "Мосгормаш" и воронежские СММ-750, -950 ОАО "Тяжэкс".
***
фото: