В специально оборудованной шахте, вдоль жестких направляющих, движется подвешенная на тросах закрытая кабина - лифт (от английского lift - поднимать).
Неотъемлемый атрибут привычного комфорта сегодня, признак респектабельной жизни лет 50-70 назад, диковинка в начале века, это изобретение имеет многовековую историю, неотделимую от развития цивилизации вообще и науки и техники в частности. Начиная с примитивных приспособлений, созданных для развлечения царственных особ, до самых демократичных современных машин, предназначенных для многоэтажек спальных районов в антивандальном исполнении, лифты являют собой результаты этого развития. По мере углубления научных познаний появляются паровой, а затем и электрический двигатели, разрабатывается конструкция пневматического и усовершенствуется гидравлический привод, создаются новые виды топлива и конструкционных, в том числе синтетических, материалов. Меняются взгляды и на технический дизайн. Все это позволяет создавать подъемно-транспортные устройства с качественно новыми характеристиками.
По мере развития строительной отрасли промышленное производство лифтов для жилых зданий становится массовым и развивается параллельно с производством других систем, призванных повысить уровень комфорта центрального отопления и канализации, электрооборудования, телефонизации и др. Этим производством начинают заниматься крупные специализированные фирмы, и конструктивное совершенство дополняется высоким уровнем дизайна. Для высотных зданий конструируются и производятся специальные скоростные лифты большой вместимости, работающие под контролем автоматики. Автоматика регулирует и плавность хода в начале движения и при остановке кабины, повышая уровень комфорта.
Непрерывно повышается уровень безопасности лифтов, они оборудуются целыми системами автоматических устройств, предотвращающих аварийные ситуации, и постепенно приобретают черты и статус "умных" машин.
Признанным авторитетом среди производителей лифтового оборудования считается швейцарская фирма Schindler. Обеспечивая своей продукции известное во всем мире "швейцарское качество", специалисты компании ведут постоянную работу в направлении совершенствования всех систем и агрегатов. Наиболее интересны их разработки в области взаимоотношений между лифтом и пассажиром. Да, пожалуй, именно на такой уровень выходит пользователь в результате внедрения новых уникальных разработок компании.
Одна из них, Миконик 10, способна революционным образом изменить схему передвижения пассажиров внутри здания. Появление на современном рынке подобной системы позволяет изменить подходы к проектированию и дает возможность архитекторам и дизайнерам по-новому воплощать свои замыслы в жизнь.
Миконик 10 уже сейчас очень успешно демонстрирует свои способности в крупнейших административных зданиях по всему миру. Специалисты считают изобретение подобной системы самым значимым событием в области развития лифтовых технологий после того, как на смену мальчику-лифтеру пришли кнопки, позволяющие отправить лифт на нужный этаж.
Принцип работы системы основывается на очень простой, но весьма эффективной идее - пассажир вводит этаж назначения еще до того, как вошел в кабину лифта. Это простое действие включает в работу Миконик 10. Система с помощью уникального программного обеспечения рассматривает все возможные варианты постоянно изменяющегося на протяжении дня пассажиропотока и, что особенно важно, группирует пассажиров в зависимости от этажа их посадки и назначения. Это позволяет в значительной степени рационализировать движение вертикального транспорта в здании. После ввода этажа назначения система незамедлительно информирует пассажира о том, к какому лифту ему следует идти, пассажиры с одним и тем же этажом назначения группируются вместе, что позволяет минимизировать количество остановок, система регулирует и загрузку кабины. Даже в самые напряженные часы Миконик 10 следит за тем, чтобы у пользователя было достаточно времени без спешки войти в лифт; при этом для людей, пользующихся инвалидными креслами и для страдающих расстройствами зрения, делаются специальные поправки. В результате действия системы отпадает необходимость тесниться в переполненной кабине, просить соседей нажать нужный этаж, торопиться к первому подъехавшему лифту. Время доставки на любой этаж сокращается в среднем на 30% по сравнению с любой другой самой современной микропроцессорной системой, работающей по традиционной схеме.
Персонализировать подход ко всем пассажирам позволяет другая разработка компании - система Schindler ID. Это дополнительная надстройка в системе управления лифтом, которая индивидуально обслуживает каждого пассажира в соответствии с запрограммированным для него типом сервиса. Такое дополнение к системе управления создает множество новых возможностей в эксплуатации. Оно позволяет оптимизировать пассажиропоток, распределяя пассажиров по лифтам в зависимости от этажей следования. Кроме того, появляется возможность ограничить доступ на определенные этажи (в отличие от традиционной системы с карточками или ключами здесь для каждого пользователя можно задать свой набор этажей). Чтобы воспользоваться лифтом, пассажир вводит с пульта индивидуальный пин-код или подносит к специальному терминалу микрочип, на котором уже зафиксирована вся необходимая информация. Чип может быть вмонтирован в любое устройство, например, в часы или брелок.
Благодаря действию системы исключается поездка в одном лифте несовместимых пассажиров, например, официанта с пищей и уборщика с мусорным контейнером. При перевозке больного на носилках, который занимает почти всю кабину, лифт, зная об этом, не будет по пути следования подбирать пассажиров с промежуточных этажей. Для VIР-пассажира система также предложит режим движения без промежуточных остановок. Можно даже оградить себя от нежелательного соседства в лифте, стоит только сообщить о своих пожеланиях обслуживающему персоналу здания.
И, наконец, для гурманов: чтобы скрасить, пусть и сокращенное до минимума, ожидание лифта и недолгую поездку, на специальный экран могут выводиться по желанию пассажира последние новости, прогноз погоды, биржевые сводки или любимые пейзажи.
Конечно, подобные системы нуждаются в специальном обслуживании и бережном обращении. Интересно, выпускаются ли лифты Schindler в антивандальном исполнении?